Свяжитесь с нами

044 289-87-57 044 529-01-17

Свяжитесь с нами

044 289-87-57
044 529-01-17

Статьи

ПРОВЕРКИ БИЗНЕСА В 2018 ГОДУ!!!

проверкиВсе мы знаем, что каждая последующая власть обещает защищать бизнес от проверок и не допускать беспредела. У кого-то это получается лучше, у кого-то хуже, однако бизнесу от этого не особо легче. Однако, нынешняя власть все же решила повторно «упростить» жизнь бизнесу как минимум на год, и вместе с госбюджетом продлила мораторий для бизнеса до 2019 года.

Важно понимать, что речь не идет о полном отказе от проверок, а скорее всего, это внедрение оптимизационных действий по проверкам. Так, фискальным органом был разработан алгоритм для автоматического проведения камеральных проверок, что само по себе должно уменьшить ручное вмешательство в процесс проверок и уменьшить коррупционную составляющую. При этом, налогоплательщика четко проинформируют о критериях, по которым будет проводиться проверка, которые должны будут быть одинаковы для всех субъектов хозяйствования. В планах налогового органа вообще перевести проверки в электронный кабинет.

Какой эффект принесет так называемая автоматическая система проверок, покажет время. Но не хотелось бы, чтоб автоматизация была такой, как это было с временной приостановкой регистрации накладных. Тогда в принципе тоже была автоматизированная система, однако в результате ее работы, бизнес ощутил небывалые трудности.

Необходимо отметить, что мораторий не распространяется на фискальную службу, службу по вопросам безопасности продуктов питания и защиты потребителей, службу экспортного контроля, госавиаслужбу, Нацкомиссию по ценным бумагам и фондовому рынку, Нацбанк, Антимонопольный комитет. Как видим, мораторий носит достаточно условный характер, и 100% застраховаться от визита проверяющих не получится.

Важно отметить одну положительную новость. Отныне, со списком всех компаний, которые подлежат плановым проверкам, можно ознакомиться на официальном сайте госоргана (ГФС Украины, Гоструда, к примеру). К сожалению, это не касается внеплановых проверок, которые могут быть проведены в определенных случаях, предусмотренных законом.

Подводя итог, хочется сказать, что введенный мораторий на проверки, скорее всего не является мораторием в прямом смысле, а скорее является установлением особого порядка проведения проверок.

В любом случае, несмотря на определенные ограничения в проверках бизнеса, последнему необходимо всегда быть готовым к защите своих интересов, тщательно выбирать контрагентов, внимательно вести свою хозяйственную деятельность, поскольку львиная доля выявленных нарушений – это последствия не совсем правильной работы самого предприятия.

Для полноценной защиты своих интересов на первом этапе используйте все возможные правовые средства, начиная от анализа самих разрешительных документов (приказа, направления на проверку) до момента допуска проверяющих непосредственно к проверке. Важно учитывать, что если проверяющие фактически допущены к проверке, то при наличии оснований для их не допуска – исправить ситуацию не получится. В таком случае, необходимо готовится к контраргументам проверяющих и отстаивать свои интересы в суде!

АО «Адвокатская фирма «ADVICE»

Управляющий партнёр, адвокат Виталий Кулаков

НОВОВВЕДЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА В СФЕРЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

bis7 декабря 2017г. законодательный орган страны принял ряд существенных законов, которые несомненно повлияют на бизнес-климат в стране. Положительно или отрицательно скажутся на предпринимателях принятые изменения, покажет время, а пока остановимся на некоторых из них.

Итак, ключевой, кричащей и болючей для бизнеса стала работа системы рисков с НДС, иными словами – система по блокированию регистрации налоговых накладных. Возможно, первичные цели создания этой системы были позитивными, однако, как показала работа – предприятия реального сектора экономики просто вынуждены были приостанавливать свою работу и заниматься обжалованием действий и решений ГФС Украины. Все это превратилось в миллионные жалобы и иски в судах, что никак нельзя отнести к положительным признакам реформирования.

И вот, долгожданное решение, - принята норма, которая фактически возвращает тестовый режим механизма приостановки регистрации налоговых накладных в ЕРНН. Раздел ХХ НК Украины дополнят пунктом, согласно которому: «Налоговые накладные/расчеты корректировки, регистрацию которых в ЕРНН приостановлено в соответствии с п. 201.16 НК Украины, регистрируются с учетом требований п. 2001.3 и п. 2001.9 НК Украины, 02.01.2018г., кроме: 1) налоговых накладных/расчетов корректировок, по которым по состоянию на 01.12.2017г. не поданы пояснения и документы в соответствии с п.п. 201.16.2 НК Украины; 2) налоговых накладных/расчетов корректировок, по которым принято решение об отказе в регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в ЕРНН, по которым по состоянию на 01.12.2017г. не начата процедура обжалования в административном или судебном порядке».

Все налоговые накладные, по которым регистрацию приостановлено с 01.12.2017г. и по которым поданы пояснения и копии документов, регистрируются в ЕРНН согласно ранее действующего порядка (по ранее действующему закону).

При этом, Министерство финансов Украины вместе с профильным Комитетом ВС Украины приняли совместное решение об отмене действия системы по приостановке регистрации налоговых накладных с целью дальнейшей наработки согласованного решения, которое бы не причиняла значительных неудобств представителям реального сектора экономики.

Кроме всего прочего, законодательный орган внес изменения относительно ставок налогообложения физических и юридических лиц. Например, с 2018 года будет повышена ставка экологического налога на 11,2%. Хотелось бы верить, что полученная в бюджете сумма пойдет на восстановление экологической ситуации в стране, а не растворится в бюджете.

Также, законодатель ввел 24-месячную отсрочку на уплату НДС во время импорта некоторых групп оборудования. Есть новости и для любителей получать почтовые посылки из-за рубежа. Отныне, без уплаты пошлины можно будет получить не более трех почтовых отправлений, стоимостью по 150 евро. При этом, через аэропорт, человек сможет беспошлинно ввести товар на 1000 евро, а при въезде через иные пункты пропуска – ограничения составят 500 евро и 50 кг. При этом (во втором случае), лицо должно отсутствовать в Украине не менее 24 часов и въезжать в страну не чаще чем один раз в 72 часа. Если эти временные ограничения не соблюдаются, то сумма ввезенного товара не должна превышать 50 евро.

Также, со следующего года, освобождаются от НДС и акциза операции по импорту электроавтомобилей. Такие преференции введены сроком на пять лет.

Будем надеяться, что новые правила в системе налогообложения действительно положительно отразятся на бизнесе и простых людях.

 

АО «Адвокатская фирма «ADVICE»

Адвокат, управляющий партнер Кулаков Виталий

ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПО-НОВОМУ (ПОРЯДОК И ПРОЦЕДУРНЫЕ НЮАНСЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК)

ТРУД-ТРУДВ апреле текущего года правительством Украины принято постановление, которым утвержден Порядок осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о труде (далее - Порядок).

Итак, кто осуществляет контроль? Контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляется инспекторами Государственной службы Украины по вопросам труда (далее - Гоструда), ее территориальных подразделений, исполнительных органов горсоветов, поселковых и сельских советов, советов объединенных территориальных общин. Да, действительно, теперь и местные органы исполнительной власти будут следить за соблюдением трудового законодательства. Единственное, о чем нужно знать бизнесу и помнить местным исполнительным органам, так это то, что такие проверки могут быть исключительно по вопросам своевременной и в полном объеме оплаты труда, соблюдения минимальных гарантий в оплате труда и оформления трудовых отношений.

С целью недопущения злоупотреблений местными органами, Гоструда обязано будет не только выдавать удостоверения, а и вести реестр всех удостоверений инспекторов труда, поэтому любой человек сможет проверить наличие полномочий инспектора на проведение проверок. Для выдачи удостоверения, глава городского, поселкового или сельского советов направляет соответствующее письмо в Гоструда, прилагая карточку учета данных инспектора труда.

Основанием для проведении проверок может стать: информация профсоюзов о нарушении прав работников; информация от Государственной фискальной службы (несоответствие количества работников объемам производства, факты нарушений, выявленных в ходе проверок налогового законодательства, задолженность по ЕСВ и т.п.); информация от органов ПФУ (в связи с выявлением факта выплаты зарплаты меньше минимальной, отсутствия уведомления о принятии на работу, выполнение работ по гражданско-правовым договорам больше года, не проведение в течении года индексации зарплаты, занятость 30% и более сотрудников по гражданско-правовым договорам и др.). Исходя из вышесказанного, риск проведения проверок достаточно велик, а количество инспекторов планируется увеличить вдвое, поэтому предприятия должны знать все критерии рисков, чтоб избежать проведения проверок.

Привлечение сотрудников правоохранительных органов возможно исключительно при наличии признаков уголовного правонарушения и/или создания угрозы безопасности для инспектора по труду.

В каждом отдельном случае, предприятие должно убедиться в законности проверки, наличии оснований для проведения проверки (пункт 14 Порядка), наличии всех надлежаще оформленных документов (удостоверения, направление, приказ), поскольку в ином случае, предприятие может на законном основании не допустить инспектора к проведению проверки. Если проверка уже началась, предприятие должно следить за соблюдением процедуры проведения проверки, так сказать, собирать контрдоказательства, которые можно будет использовать в суде для оспаривания выявленных правонарушений.

АО «Адвокатская фирма «ADVICE»

Управляющий партнер, адвокат Кулаков Виталий

ВЛАСТЬ И БИЗНЕС – первые шаги навстречу

власть и бизнесНи для кого не секрет, что основой существования любого государства является крепкая экономика, которая существенным образом зависит от «состояния» бизнеса. Иными словами, бизнес – это «священная корова», как однажды сказал Генеральный прокурор Украины Юрий Луценко. Напомню, что действующая власть обещала защищать бизнес от так называемого давления со стороны правоохранительных органов и пресекать любые методы «придушить» бизнес. 

Первые шаги в этом направлении уже есть. В последнее время Генеральный прокурор Украины публично выступал с требованиями запретить проведение обысков в формате «маски-шоу», негативно относился к изъятию компьютерной техники и денежных средств. В последующем, Генеральный прокурор Украины даже подписал ряд приказов и распоряжений, которые должны были упредить злоупотребления со стороны следствия во время проведения следственных действий и в некотором роде защитить бизнес. К сожалению, это пока не помогло, злоупотребления продолжаются, поскольку привычные методы работы правоохранителей не так просто искоренить.

И вот первый реальный шаг – правительство выступило с инициативой внести изменения в ряд законодательных актов, которые должны будут защищать бизнес. Итак, на данном этапе предлагается:

   1. Запретить изъятие оригиналов документов и серверов во время обысков, кроме конкретных отдельных случаев, предусмотренных законом (когда эти оригиналы являются орудием преступления). Это должно искоренить практику, когда предприятие годами не может возвратить изъятую технику, документы.

Отличное предложение, однако в обязательном порядке нужно предусмотреть ответственность за нарушение такого запрета.

    2.Разрешить доступ адвоката на любой стадии проведения обыска.

Однозначно положительное событие. Само присутствие профессионального адвоката уже станет препятствием для любых злоупотреблений. Важно отметить, что законом предлагается внести норму, которая предусматривает возможность признания доказательств, полученных в ходе такого обыска (без адвоката), недопустимыми. Напомню, что на сегодняшний день, если обыск уже начался, доступ адвоката к месту проведения обыска весьма затруднителен.

 3. Ввести звуко- и видеофиксацию проведения обысков и других следственных действий. Это должно ликвидировать сложившуюся практику формального рассмотрения судом ходатайств следственных органов.

Должен признать, что не все судьи формально рассматривают ходатайства и идут на поводу у руководителей следственных и прокурорских органов. За это им большое спасибо. Однако количество ходатайств, которые подаются органами досудебного расследования, и ограниченные сроки их рассмотрения настолько велико, что рано или поздно это приведет к формализму, нивелируя тем самым институт следственного судьи. В случае введения обязательной фиксации, время на рассмотрение следственным судьей всех ходатайств еще увеличится, поэтому нужно будет: или увеличивать время на рассмотрение ходатайств, или увеличивать количество судей, или ликвидировать практику «заваливания» следственных судей ходатайствами. По моему мнению, последний вариант самый приемлемый (если просмотреть статистику количества поданных ходатайств, создается впечатление, что у нас самая преступная страна в мире).

Кроме того, Министр юстиции Украины выступил с инициативой прекратить практику повторного открытия уголовных производств. Это также положительный момент, поскольку в некоторых случаях уголовные производства расследуются несколькими управлениями не только в одной структуре, а и в нескольких (прокуратурой, налоговой милицией, национальной полицией, СБУ и т. п.).

Если  же говорить об обратной стороне медали, то в законопроекте не сказано НИЧЕГО об ответственности должностных лиц за нарушения тех или иных правил, указанных в нем. 

Остается запастись терпением и верой, что бизнес все-таки сможет получить долгожданную защиту и действительно станет «священной коровой», которой будут дорожить, а не «доить».

 

АО «Адвокатская фирма «ADVICE»

Управляющий партнер, адвокат Кулаков Виталий 

ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЛОКИРОВКИ НАКЛАДНЫХ

блокировкаВсе знают, что с 1 июля текущего года работает система автоматической остановки регистрации рискованных накладных, которая должна якобы противодействовать налоговым махинациям и вымыванию денежных средств с бюджета через налоговые схемы минимизации («ямы»). По статистике, ежедневно блокируют регистрацию около 0,4% всех накладных. С одной стороны это не много, но с другой – под блокировку попадает большое количество накладных предприятий реального сектора экономики.

Как известно, в случае блокировки регистрации накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных, предприятие обязано подать в электронном виде документы и пояснения в налоговый орган, которые подтверждают реальность проведения той или иной операции. В течении 5 рабочих дней после получения документов, решение принимается комиссией ГФС Украины и высылается плательщику налогов.

Однако, в последнее время участились случаи, когда ГФС Украины не предоставляет ответ в указанный 5-ти дневный срок, что фактически делает плательщика налогов заложником ситуации. Плательщик налогов в таком случае не знает что делать, не знает сколько ждать, не знает какой ответ к нему придет с опозданием и придет ли вообще.

Ответ на этот вопрос дало Министерство финансов Украины, которое предлагает ввести четкий 5-ти дневный срок для ответа относительно блокировки накладных. В случае, если никакого ответа в указанный срок нет, то налоговая накладная автоматически регистрируется.

По мнению министерства это должно стимулировать налоговый орган оперативнее рассматривать вопрос, связанный с блокировкой.

При этом, хуже ситуация у тех, кто получил отрицательный ответ от ГФС Украины. В таком случае, так как приостановлена регистрация налоговой накладной/расчета корректировки, контрагент-покупатель не имеет права на включение суммы НДС в налоговый кредит, соответственно и сумма лимита в системе электронного администрирования НДС не увеличивается. Именно на этом настаивают фискальные органы, предоставляя различные консультации.

В случае отказа в регистрации налоговой накладной, наиболее действенным способом защиты остается обращение в суд с административным иском. Если все аргументы в пользу налогоплательщика имеются, то успех практически гарантирован. Однако, бывают случаи, когда поставщик услуг по тем или иным причинам не обращается в суд, не хочет или иным способом затягивает такое обращение в суд. Вот тут возникает реальная проблема для покупателя, который фактически может стать заложником ситуации. В этом случае, если поставщик добросовестный, то как минимум необходимо просить у него доверенность на представление интересов и фактически самому покупателю подавать в суд и отстаивать интересы поставщика (но как бы в своих интересах).

В любом случае, ситуация с блокировкой накладных будет постоянно меняться, поскольку спорных моментов все больше и больше. Кто выиграет от этого покажет время, но уже точно можно сказать, что пока вся ситуация не очень благоприятно влияет на представителей реального сектора экономики, что не совсем радует…

АО «Адвокатская фирма «ADVICE»

Управляющий партнер, адвокат

Виталий Кулаков

Последние видео

Заказать обратный звонок




Свяжитесь с нами

044 289-87-57

© «ADVICE» , 2013
01042, г. Киев, ул. Академика Филатова, 22/8, оф.200
Тел.: (044) 289-87-57, (044) 529-01-17
E-mail: partner@advice.in.ua

Свяжитесь с нами

044 289-87-57

© «ADVICE» , 2013
01042, г. Киев, ул. Академика Филатова, 22/8, оф.200
Тел.: (044) 289-87-57, (044) 529-01-17
E-mail: partner@advice.in.ua