Звяжіться з нами

044 209 23 52 067 233 50 58

Звяжіться з нами

044 209 23 52
067 233 50 58

ТАМОЖНЯ НЕ ВСЕГДА ДАЕТ ДОБРО…

Категорія: Статті Оновлено 01.04.2016 09:38 Опубліковано 01.04.2016 09:38

Таможня не всегда даёт доброСмена власти, смена поколений, смена взглядов, смена правил игры – все это не влияет коренным образом на таможню, которая или дает добро, или не дает. Иными словами, схема работы таможенных органов с импортерами/экспортерами остается не прозрачной и весьма сложной.

Подтверждением этому является то, что количество споров физических и юридических лиц с таможенными органами никак не сократилось, если не брать во внимание сокращение самих субъектов ВЭД.

Камнем преткновения остается таможенная стоимость. Это главный «конек» таможенников, которым они исправно владеют. Однако нужно понять, что таможенное оформление товаров носит исключительно индивидуальный характер, поэтому нельзя всех «стричь под одну гребенку». Необходимо осуществлять тщательную проверку, прежде чем вынести «таможенный вердикт». Жаль, но сегодня таможенные органы продолжают в большинстве случаев проводить корректировку таможенной стоимости товара, не приводя собственно расчетов такой корректировки, без ссылок на нормативно-правовые акты, нормы закона, на которые они ссылались при принятии тех или иных выводов. Вместо того, чтобы детально изучать документы, таможенные органы все еще пытаются ссылаться на данные автоматизированной системы, где находится информация об аналогичных товарах, с целью определить таможенную стоимость по резервному методу.

На самом деле уже существует позиция судебных органов, она заключается в том, что корректировка таможенной стоимости товара исключительно на основании данных Единой автоматизированной информационной системы не соответствует нормам действующего законодательства. Использование так называемой ценовой базы считается правомерным, когда невозможно определить таможенную стоимость по цене контракта (определение ВАСУ №К/800/46943/14 от 02.07.2015 г.).

Еще одной немаловажной проблемой, с которой сталкиваются предприниматели, является таможенный контроль, т. е. совокупность мер, осуществляемых в целях обеспечения соблюдения норм этого Кодекса, законов и других нормативно-правовых актов по вопросам государственного таможенного дела, международных договоров Украины, заключенных в установленном порядке (п. 24 ст. 4 ТК Украины). Важно отметить, что таможенный контроль не всегда заканчивается завершением таможенного оформления товара, поскольку в отдельных случаях (наличие обоснованного подозрения в нарушении таможенного законодательства) после таможенной очистки товаров органы доходов и сборов имеют право направлять письменные запросы, получать заверенные копии документов, иную информацию о перемещении товаров через таможенную границу Украины, об использовании товаров на таможенной территории страны и за ее пределами.

В связи с этим довольно часто возникают споры с таможенными органами, что усложняет работу субъектов ВЭД. Важно знать, что если таможенный орган принял ГТД, самостоятельно определил таможенную стоимость и пропустил товар на таможенную территорию Украины (после полной оплаты всех налогов и сборов), то в последующем такой орган не имеет право осуществлять доначисления и принимать налоговые уведомления-решения. Исключение составляют случаи, когда существует доказанный факт сговора декларанта и должностного лица таможенного органа.

В остальных случаях таможенные органы имеют право продлить осуществление таможенного контроля и по его результатам, в случае подтверждения противоправных действий декларанта, доначислить финансовые обязательства.

Однако подтверждать свою невиновность, как правило, приходится самим субъектам хозяйственной деятельности, поскольку в большинстве случаев таможенный орган самоустраняется от выполнения своей основной обязанности – доказать правомерность своих действий, как того требует ст. 71 Кодекса административного судопроизводства Украины. Поучительным является решение Европейского Суда по правам человека от 23.07.2002 г. по делу «Компания «Вестберга такси Актиеболаг» и Вулич против Швеции, в котором суд отметил, что дела должны быть рассмотрены на основании предоставленных доказательств, а доказывать наличие оснований, предусмотренных соответствующими законами для назначения налоговых штрафов должен именно налоговый орган.

Не станем терять надежду, что наша таможенная служба будет действовать исключительно в рамках действующего законодательства, а судебная инстанция не будет игнорировать нормы процессуального законодательства и принуждать налогоплательщика доказывать свою невиновность.

 

АО «Адвокатская фирма «ADVICE»

Партнер, адвокат Кулаков Виталий

Останні відео

Звяжіться з нами

044 209 23 52

© «ADVICE» , 2022
01014, м. Київ, ул. Бастіонна, 14А, оф.43
Тел.: (044) 209 23 52, (067) 233 50 58
E-mail: partner@advice.in.ua

Звяжіться з нами

044 209 23 52

© «ADVICE» , 2022
01014, м. Київ, вул. Бастіонна, 14А, оф.43
Тел.: (044) 209 23 52, (067) 233 50 58
E-mail: partner@advice.in.ua