Категорія: Статті
Оновлено 15.06.2015 14:18
Опубліковано 15.06.2015 14:18
Задача политика, поговаривал Премьер-Министр Великобритании Черчилль, «прежде наобещать, а затем объяснить, почему это не получилось». Кандидаты всегда говорят. Чем красочнее наобещал, тем больше шансов получил. Люди склонны верить. А президенты склонны преувеличивать. Почему народ проголосовал за Порошенко? Наверное, опять поверил в новую жизнь. Сверим же обещания с ожиданиями:
- Мир на Востоке страны в кратчайшие сроки. Война по-прежнему в горячей фазе, мирный план не сработал, а РФ не признана стороной конфликта, да еще и навязала Президенту свой сценарий: Крым выносится за скобки переговоров, поражения под Иловайском и Дебальцево;
- Люстрация и реформа госслужбы. Попытка ввести в руководство страной новых управленцев закончилась провалом: система их выплюнула (Саша Боровик, например), на должности по-прежнему ставятся «любі друзі», приближенные к Президенту (Ярема, Шокин, Жебривский). Система обратной связи и контроля за властью не создается. Люстрация хоть и началась, движется крайне медленно, среднее звено – по-прежнему составляет тот самый костяк Януковича, с которым реформы вряд ли возможны;
- Евроинтеграция, внешняя политика. Обещание ввести безвизовый режим в течение года уже не выполнено и скорее всего до конца 2015 введен не будет. Расчет на кулуарные договоренности с Кремлем о прекращении боевых действий не сработал, несмотря на уступки по отсрочке о свободной зоне с ЕС. Среди провалов: заявка на особый статус в НАТО не удовлетворена, РФ как агрессор не изолирован и не выведен из СБ ООН, конфликт на Донбассе грозит перерасти в замороженный, реакция на введение миротворческих сил здорово запоздала, ЕС разочарован ходом реформ и разгулом коррупции, Чехия и Венгрия провалили голосование за ассоциацию Украины с ЕС;
- Децентрализация. Новые права и полномочия местным советам начались с того, что кулуарно, без согласований с громадами новые административные единицы – практически решенное дело. Для многих сел и районов это неприемлемо, поскольку объединение вокруг крупных райцентров однозначно приведет к нивелированию интересов первых и концентрации бюрократии у вторых. Вопросы децентрализации обсуждаются в закрытом режиме, без учета критики Венецианской комиссии;
- Судебная реформа и правоохранительные органы. Справедливый суд не будет возможен до тех пор, пока не будет публичного контроля за назначением и деятельностью судей и, пока будет политическое влияние на Высший Совет Юстиции, а он вообще уже год не работает. Во-вторых, пока Прокуратура и милиция остаются без изменений, реформы в других отраслях невозможны. Виновные в преступлениях Майдана не наказаны, подозреваемые подвижники старого режима один за другим утекают сразу после обвинения и объявляются в розыск. Случайно?
- 6. Война коррупции. Год говорильни закончился рождением бюро. Пока коррупция процветает, и, по словам экспертов, даже приняла угрожающие размеры. Что дальше?
- 7. Экономика, налоговая реформа, соцстандарты.В вестибюле налоговой теперь вежливо встречают, выслушивают, существует электронная очередь – словом, сервисная служба. Это, пожалуй, и все. Суть та же: несправедливые поборы, непрофессионализм, множество бездумно инициированных дел против предпринимателей, плохо продуманные законы о налоговой амнистии, декларации о снижении количества налогов с 22 до 9 фактически обернулись увеличением налоговой нагрузки на каждого гражданина (на пенсии, на недвижимость, на депозиты, рост цен на газ, тепло, электричество, топливо, продукты первой необходимости…), а это все к слову о европейских стандартах. Кстати, минимальная ЗП в Люксембурге Є1800 (1 место), в Украине – Є75 (36 место), за нами Беларусь и Молдова;
- 8. Медиа-реформа, общественное телевидение. Стала ли структура собственности СМИ прозрачной? Появилось ли общественное ТВ? Да, что-то такое было пару месяцев назад, Яценюк торжественно вещал о новой вехе на Первом Национальном, но кто-нибудь заметил превращение Первого?
- 9. Избирательная реформа. Досрочная перезагрузка парламента состоялась в конце 2014 года, но не по пропорциональной системе с открытыми списками, как это было прописано в программе кандидата в Президенты. Проигнорировано также обещание подать законопроект об оппозиции;
- 10. Энергетическая независимость. Процесс либерализации энергорынка движется крайне медленно, а реформирование НАК «Нафтогаз» вообще перенесено на 2017 год. Хотя безусловно, стоит отметить, что диверсификация газа из Норвегии, Польши, Словакии и Венгрии состоялась.
Было бы несправедливым говорить только о недостатках, было много и хорошего. И потом, действительно война. Однако стране нужно движение вперед, а темпы этого движения крайне медленны. Пожелаем Президенту больше решительности и бескомпромиссности. Когда спросили у Премьер-Министра Сингапура Ли Куан Ю, инициатора экономического чуда: как победить коррупцию, ответ был лаконичным: «Начните с того, что посадите трёх своих друзей. Вы точно знаете за что, и они знают за что». Пора переходить от слов к делу, г-н Президент. Народ еще с Вами. Пока что.
АО «Адвокатская фирма «ADVICE»
Адвокат Кулаков Виталий