Наши законодатели, вместе с руководством профильных министерств и ведомств вошли в «кураж» и продолжают как бы реформировать налоговую систему. Однако, самой концепции, которая должна стоять в основе всех изменений как не было, так и нет. Кодекс наполняется новыми нормами, количество приказов Минфина растет в геометрической прогрессии, а упрощения ведения бизнеса оттягивается на десятилетия.
Вот к примеру, все говорили о своевременном и автоматическом возмещении НДС, что вселяло надежду для бизнеса, а получилось как всегда – подобие.
Все знают, что с 1 февраля текущего года действуют новые нормы НК Украины, которые устанавливают, - бюджетное возмещение осуществляться в хронологическом порядке и согласно очередности внесения плательщиком НДС в соответствующий реестр заявлений на возврат суммы бюджетного возмещения. Казалось бы, все просто и понятно. Ура…!
Но, законодатель пишет, что реестров будет всего два, а не как все думали один общий, открытый и объективный.
Для того, чтоб иметь честь быть внесенным в так называемый первый реестр, налогоплательщик не должен находится в состоянии прекращения деятельности, обязан находится по местонахождению, подтвердить сведения, не пребывать в процедуре банкротства и т.п. Однако, это не все. Плательщик НДС должен иметь необоротные активы, остаточная балансовая стоимость которых на отчетную дату, должна превышать в три раза сумму налога, заявленную к возмещению. При этом, субъект хозяйствования должен осуществлять операции по вывозу товаров в таможенном режиме экспорта, удельный вес которых в течении 12 последующих отчетных налоговых периодов совокупно составляет не менее 40% от общего объема поставок.
Если плательщик НДС не соответствует вышеуказанным параметрам, он может попасть в так называемый второй реестр, где шансы получить возмещения уменьшаются в разы.
Таким образом, у нас вырисовывается две очереди возмещения НДС, вместо одной ранее существовавшей. Вероятнее всего, что соблазн попасть в «правильный» реестр всегда остается, а это в свою очередь будет источником манипуляций и торга со стороны фискальных органов. Резюме – произошло упрощение или нет? Может администрирование упростилось? Нет, опять таки, новые сложности, новые схемы и т.п. Ну почему не сделать открытый реестр с открытыми документами? Это же не сложно. Зачем придумывать велосипед? Вероятно, что пока еще возмещение НДС – остается неплохим способом обогащения не совсем чистых на руку чиновников, которые действительно хотят упрощения, но не для бизнеса, а для себя родных...
Берем еще один пример нововведений в 2016г. – новый Порядок оформления и подачи жалоб налогоплательщиками и их рассмотрение контролирующими органами (приказ Минфина № 916 от 21.10.2015г.). Напомним, что до этого действовал Порядок оформления и подачи жалоб налогоплательщиками и их рассмотрения органами доходов и сборов (приказ Министерства доходов и сборов Украины № 848 от 25.12.2013г.).
Рекламируя необходимость принятия такого нового и «актуального» документа, его инициаторы обращали внимание, что его цель - сократить количество административных исков в судах, снизить количество споров и урегулировать спорные ситуации вне зала судебных заседаний. Не знаю, насколько этот новый Порядок поможет достигнуть поставленной цели, но общий анализ документа позволяет сказать следующее:
- основные положения и порядок административного обжалования остались практически без изменений, в том числе и сроки (контролирующий орган будет продолжать продлевать себе сроки, как и ранее);
- новый Порядок состоит из девяти разделов, как и старый Порядок. При этом, названия разделов действующего и старого Порядка – совпадают;
- смысловое наполнение нового Порядка абсолютно не меняет действующую ранее процедуру обжалования;
- некоторые положения нового Порядка не всегда согласовываются с нормами Таможенного кодекса Украины, а также не содержат упоминания об Автономной республике Крым и г. Севастополе. Случайно? Или так нужно?
Подводя итог, судить Вам, нужны ли такие изменения или нет? Приводят они к упрощению жизни бизнеса и человека или нет? Ответ очевиден и повторять его не будем.
Складывается такое впечатление, что некоторые наши органы, принимая подобные «новые» документы, проводя таким образом реформы, просто и банально ставят галочку в своем глобальном плане законодательных работ, получая при этом премии за демонстрацию «ноу-хау».
АО «Адвокатская фирма «ADVICE»
Управляющий партнер, адвокат Кулаков Виталий
Звяжіться з нами
044 209 23 52