Свяжитесь с нами

044 289-87-57 044 529-01-17

Свяжитесь с нами

044 289-87-57
044 529-01-17

ТАМОЖЕННАЯ РЕФОРМА СЕГОДНЯ: МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?

Категория: Статьи Обновлено 29.07.2016 12:53 Опубликовано 29.07.2016 12:52

tamog

Нынешняя власть продолжает осуществлять действия, направленные на реформирование различных отраслей нашей жизни. Так, очередной выбор пал на таможню. Кабинет Министров Украины ставит цель – снизить коррупционные риски, ограничить возможность применения различных контрабандных схем и в целом упростить жизнь бизнесу. Для этого, как декларирует Минфин, они утвердили все возможные формальности и готовы запустить Единое окно на таможне уже с 1 августа 2016 г.

Идея упростить жизнь бизнесу уже не нова и активно декларируется правительством, но, честно сказать, пока, жизнь бизнеса не особо упростилась. Что же ждет нас с появлением так называемого Единого окна?

Решение о введении Единого окна было принято 25 мая 2016 года постановлением Кабинета Министров № 364 от 25 мая 2016 года "Некоторые вопросы реализации принципа Единого окна при осуществлении таможенного, санитарно-эпидемиологического, ветеринарно-санитарного, фитосанитарного, экологического, радиологического и других видов государственного контроля". 

По словам профильного министерства, система Единое окно предусматривает создание единой электронной базы данных, которая позволяет различным службам контроля и таможням в автоматическом режиме обмениваться информацией о грузе, который проходит через границу Украины и о результатах его государственного контроля.

Среди основных преимуществ Единого окна инициаторы выделяют:

- на принятие решения у контролирующего органа будет не более 4 часов;

- уменьшение возможности для манипуляций у контролирующих органов;

- досмотр товара одновременно всеми контролирующими органами.

Кроме того, на таможне введена фото-, видео фиксация проверок; регламентировано и внедряется сегодня действие мобильных групп и координационного центра для контроля над таможней; действует автоматизированное распределение таможенных деклараций.

Казалось бы, все хорошо, все верно, но, если «капнуть» складывается впечатления не самые благоприятные, хотя, очень хочется ошибаться…Итак.

Единое окно.

Сам принцип единого окна во всем мире способствует развитию бизнеса, отождествляет прозрачность и простоту общения налогоплательщика и государства. В нашем государстве, Единое окно чаще становиться камнем преткновения, нежели способом упрощения деятельности. Если вспомнить, то фактически во всех сферах административных услуг действует принцип единого окна, например – согласование размещения рекламы. Человек подает пакет документов в Единое окно и ждет…Через время ему звонок: «Заберите документы, ответ готов». Человек радостно приходит и видит отказ. На вопрос, а почему, что же не так, симпатичная и милая девушка отвечает: «Мне не известно, я же не готовила ответ, я просто принимаю документы». В итоге, человек опять готовит документы и подает в единое окно, опять ждет, опять звонок, опять отказ…Не совсем удобный вариант. Думаю, что каждый, кто сталкивался с любым согласованием какого либо документа, поймут, о чем я хотел сказать.

Так вот, вернемся к таможне. С 1 августа текущего года, субъект хозяйствования должен будет подать документы, необходимые для контроля и оформления товара и, если в течении 4 часов контролирующие органы не приняли решение, то груз фактически может ехать дальше, иными словами – оформлен. Но будет ли реально это работать? Не возникнут ли проблемы у перевозчиков в случае вот такого оформления товара по принципу «молчаливого согласия», как импортеру реализовывать такой товар конечным потребителям?

Насколько нам известно, то полноценного документооборота между государственными контролирующими органами нет. Это значит, что есть шанс не успеть все проверить и сделать соответствующие действия в течении короткого времени, что может привести к негативным последствиям. А ведь именно это является одним из ключевых моментов Единого окна, чтоб все контролирующие органы имели возможность в оперативном порядке реагировать на те или иные моменты, в ходе оформления груза. Учитывая это, следует обратить внимание, что все контролирующие органы вынуждены в оперативном порядке пересматривать свои технологии контроля и внедрять в работу электронные технологии. Вот тогда, система Единого окна может иметь перспективу на успех.

Мобильные группы.

Как стало известно из источников информации, с 1 августа текущего года, в стране заработает 20 мобильных групп, в каждой из которых будет по 4 человека: 2 от ГФС, по одному – от Погранслужбы и Патрульной полиции. По словам инициаторов реформы, данные мобильные группы, или, как их окрестили «черные сотни», будут координироваться из Межведомственного целевого центра на базе ГФС, руководителя которого назначает все тот же Кабмин. Представители мобильных групп смогут фактически беспрепятственно находиться в зоне таможенного контроля и пунктах пропуска, а также создавать так называемые временные зоны контроля, проводить досмотр/передосмотр, инициировать составление протоколов о нарушениях таможенных правил и т.п.

Несмотря на то, что Министр финансов уверяет, что это временная мера, возникает ряд спорных моментов, которые позволяют прогнозировать отсутствие надлежащего эффекта от работы таких мобильных групп.

Важно отметить, что еще в 2005 году правительством создавались межведомственные рабочие группы по борьбе с контрабандой, которые начали работу, но контрабанду так и не остановили. Наоборот, бизнес стали еще больше терроризировать, искать, изымать, штрафовать и в конечном итоге, идея таких рабочих групп свелась на нет. Похоже, что история повторяется, и есть опасения, что мобильные группы, имеющие широкие полномочия, не имея четких обязанностей и критериев работы, да еще и в возможном сопровождении различных добробатов (сейчас это используется), могут превратиться в группы по отстаиванию тех или иных интересов.

К примеру, если решение таможенного органа должно быть принято не позднее 4 часов, то граничные сроки проведения досмотра/передосмотра мобильными группами не установлено, как и не установлено, кто будет нести ответственность и дополнительные затраты по таким действиям. Кроме того, в группах не будет таможенников, поэтому возникает вопрос, а способны ли будут члены мобильных групп правильно определить объект контракта, читать инвойсы, карнеты, коносаменты и переводить их с иностранного языка? Исходя из первичной информации, можно сделать вывод, что создание дополнительных структур в таком виде может привести не к упрощению импорта-экспорта, а к необоснованному препятствованию прохождения товаров.

С моей точки зрения, сегодня не стоит создавать новые органы и контролирующие органы, и потом органы, которые контролируют этот контролирующий орган, поскольку это дорого и дает импульс только к развитию коррупционной поруки, а нужно ввести ответственность самого таможенного органа и должностных лиц за нарушения в его работе. Оформил не правильно груз, пропустил фальсификат, скрыл информацию или т.п. – получай наказание. Ведь у нас есть служба внутреннего расследования, полиция, прокуратура, НАБУ и еще ряд органов, которые должны следить за соблюдением законов должностными лицами и реагировать адекватно на их проявления. Вместо этого, мы создаем новых «контролеров» и продолжаем тратить деньги «бюджета» на их содержание.

Введение фото, видео фиксации – в любом случае положительное решение, однако его эффективность зависит от того, кто и где будет фиксировать события. Непонятно, фиксация будет касаться только досмотра товара (груза) или и его оформления? Желательно, чтоб фиксировался весь процесс оформления груза, поскольку именно это может дать эффект ликвидации любых манипуляций со стороны контролеров.

Важным аспектом реформы в таможенной сфере остается таможенная стоимость и не всегда объективный подход к ее определению. Количество споров в этом аспекте не уменьшается, поэтому это важная проблема, которую нужно решать. Ведь очень часто таможенный орган заявляет, что не смотря на стоимость груза (инвойс), вы должны оплатить сумму больше, поскольку сам товар стоит дороже. Почему так? Ведь таможенный орган должен иметь неопровержимое доказательство этому, а он ссылается исключительно на данные своей базы и пользуясь своими полномочиями не пропускает груз. Что делать импортеру? Конечно платить, поскольку простой контейнера может иногда стоить дороже.

Частично решить эту проблему можно путем внедрения в наше таможенное законодательство положений документов Всемирной таможенной организации, применив наиболее оптимальные и лучшие механизмы и технологии контроля за таможенной стоимостью.

Подводя итог, хочу сказать, что созданные правительством методы борьбы с контрабандой не дают гарантий того, что это явление исчезнет, как и не дает гарантий того, что уровень коррупции уменьшится. Для создания более эффективной системы противодействия контрабанде и коррупции в таможенных органах, нужно все решения принимать исходя из того, что необходимо создавать такую систему, когда не возможно будет продать товар, завезенный в серую, когда не возможно его взять на баланс, скрыть и т.п. Возможно нужно выходить на создание контроля всей цепочки реализации ввезенного товара до конечного потребителя, путем возрождения института пост-аудита. При этом, крайне важно, чтоб создание любого контроля не мешало честному бизнесу!

Хочется верить, что правительство и парламент сможет оперативно реагировать на все последствия таможенной реформы путем принятия в оперативном режиме тех или иных нормативных актов, чтоб эта реформа не превратилась в очередной фарс.

 

АО «Адвокатская фирма «ADVICE»

Управляющий партнер, адвокат

Кулаков Виталий

Последние видео

Заказать обратный звонок




Свяжитесь с нами

044 289-87-57

© «ADVICE» , 2013
01042, г. Киев, ул. Академика Филатова, 22/8, оф.200
Тел.: (044) 289-87-57, (044) 529-01-17
E-mail: partner@advice.in.ua

Свяжитесь с нами

044 289-87-57

© «ADVICE» , 2013
01042, г. Киев, ул. Академика Филатова, 22/8, оф.200
Тел.: (044) 289-87-57, (044) 529-01-17
E-mail: partner@advice.in.ua