В конце каждого календарного года мы с сожалением наблюдаем как принимается бюджет страны. И в этом случае ни столько важны цифры, а сколько каким образом это отобразиться на субъектах хозяйствования и как изменится их система налогообложения. Ведь уже несколько последних лет ходят слухи о том, что, например, «упращенка» уже свое отжила и нужно от нее отказываться.
Например, профильный комитет Верховного Совета Украины, под руководством Нины Южаниной высказывался о том, что единый налог не приемлем для ресторанно-отельного бизнеса. При этом, речь шла о том, чтоб лишить права на упрощенную систему налогообложения и ИТ-специалистов, или хотя бы ввести для них повышеную ставку единого налога.
Кроме того, советник премьер-министра Украины Иван Миклош, нередко высказывался о том, что единый налог, как институция, должен остаться в распоряжении исключительно малого бизнеса, так называемых «лоточников-палаточников», и ни в коем случае не распространяться на специалистов в сфере ИТ-технологий или юридических лиц в целом.
Еще ранее, бывший министр финансов Украины Наталья Яресько выходила с инициативой о переформатировании упрощенной системы налогообложенияи введение нескольких групп единщиков. Так, предлагалось, оставить в чистом виде упрощенку для субъектов предпринимательства (так называемая группа «А») с оборотом до 300 тыс. грн., а другим предпринимателям установить ставку на уровне 20% налога с разницы между доходами и затратами.
Хорошим фактом во всем этом является то, что в 2017 г. упращенная система налогообложения остается, поэтому предприниматели, как минимум год, смогут спать спокойно. Не лишним будет сказать, что в защиту упрощенной системы налогообложения выступил сам Президент Украины Петр Порошенко. Мотивов как таковых приведено не было, но факт остается фактом.
Плохим сигналом для упрощенки остается то, что Президент сказал о том, что ликвидировать упрощенку пока нельзя, поэтому остается не понятным, когда это «пока» завершится. Кроме того, поводом для волнений остается позиция МВФ, который является ярым противником существования упрощенной системы в существующем виде. Представители фонда неоднократно выступали за то, что систему налогообложения для малого бизнеса необходимо срочно менять. Понимая, что МВФ очень сильно влияет на принятие решений властью, на сегодняшний день, малому бизнесу пока есть за что переживать.
Одной из немногих, но хороших новостей для бизнеса является то, что в парламенте зарегистрирован законопроект, который должен еще на три года продолжить мораторий на проведение проверок малого бизнеса. Конечно, речь идет исключительно о субъектах микро и малого предпринимательства, который соответствует определенным критериям.
Напомним, что в период 2015-2016г.г. в Украине действовал мораторий на проведение проверок субъектов хозяйствования, с объемом дохода до 20 млн. грн. Во время действия моратория существенно снизилось давление контролирующих органов на бизнес, но в то же время, вероятно, сделало их более «голодными». Говорим так, поскольку понимаем, что система корупции, к сожалению, не сломалась, а новые люди не смогли исправить ситуацию и выйти на уровень реально сервисной, а не карательной системы управления.
Важно также и отметить положительный прогрес в урегулировании экспортно-импортных отношений в сфере предоставления услуг. Так, Президент Украины подписал закон относительно ликвидации административных барьеров для экспорта услуг, который разрешает заключать внешнеэкономический контракт в электронной форме. Предполагается, что вся бумажная бюрократия и формальности, документальная форма договоров и актов – исчезнут и не будут мешать развитию бизнеса. Поэтому, данный закон должен будет упростить работу ИТ-шникам, фрилансерам, другим експортерам услуг (юр.лицам и физлицам-предпринимателям).
Подводя итог, можно констатировать, что некоторым «лоббистам» в хорошем смысле этого слова, удается на определенных уровнях добиваться защиты прав и интересов малого бизнеса. Хотя, защита интересов малого бизнеса должна стоять в основе развития государства, а не быть предметом лоббизма и исключений.
АО «Адвокатская фирма «ADVICE»
Управляющий партнер, адвокат
Кулаков Виталий
В середине ноября 2016 года Президентом Украины был внесен как неотложный законопроект «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно возмещения физическим лицам через систему гарантирования вкладов физических лиц вреда, причиненного злоупотреблениями в сфере банковских и других финансовых услуг», который впоследствии был одобрен депутатами.
Как считают многие депутаты, принятие этого закона будет способствовать защите прав физлиц, обманутых при посредничестве банков, на примере клиентов банка «Михайловский», предоставляя им соответствующие гарантии таких вкладов. Иными словами, принятый закон приравнивает к вкладу средства, привлеченные от физлиц, как заем или вклад в небанковское финансовое учреждения через банк, который выступил поверенным по такому договору и на день вступления в силу закона признан неплатежеспособным, если банк не проинформировал физлицо под подпись о нераспространении на такие средства гарантий, предусмотренных законом «О системе гарантирования вкладов физических лиц». При этом физлицо, разместившее или предоставившее такие средства, приравнивается к вкладчику и, как следствие, получает право на возмещение средств за счет Фонда гарантирования вкладов физических лиц. Законом также вводится ряд обязательных действий для банков, с целью не допускать противоправных действий, аналогичных действиям по отношению к вкладчикам банка «Михайловский».
Следует отметить, что данный законопроект решает практически все вопросы вкладчиков банка «Михайловский», но с другой стороны продолжает «истощать» казну государства и создает опять «комфортные» условия для нечистых на руку предпринимателей, которые смогут в будущем обманывать вкладчиков, сознательно понимая, что все издержки будут компенсированы через Фонд гарантирования вкладов. Считаем, что необходимо было ввести крайне жесткую ответственность должностных лиц за такие противоправные деяния, а также жесточайший контроль со стороны контролирующих органов за соблюдением законности в сфере кредитных отношений.
Еще одно решение, которое касается денежных средств. В октябре текущего года Указом Президента Украины был введен запрет на операции с российскими платежными системами. Под санкции попали такие платежные системы: «Золотая корона», «Юнистрим», «Международные денежные переводы Лидер», «Колибри», Anelik, Blizko.
В свою очередь в Государственную думу РФ внесено законопроект о запрете денежных переводов из РФ в Украину, которые осуществляются с помощью иностранных платежных систем. Таким образом, в Украине запрещено пользоваться российскими платежными системами, а в России (при расчетах с Украиной) – иностранными. Такие зеркальные действия двух государств приняты по понятным для нас причинам, однако могут повлиять на взаимоотношения между субъектами хозяйствования обеих стран, которые имеют финансовые обязательства. Кроме того, значительная часть финансовых средств так и не дойдет до Украины, что однозначно негативно отразится не только на экономике предпринимателей, а и страны в целом.
АО «Адвокатская фирма «ADVICE»
Управляющий партнер, адвокат
Кулаков Виталий
Учитывая необыкновенный интерес со стороны контролирующих органов к работодателям, в данной статье хотелось бы рассказать о некоторых аспектах их деятельности, исходя из ситуации, которая сложилась в стране.
На сегодняшний день значительно увеличилось количество проверок компаний, которые имеют гражданско-правовые договора с физическими лицами- предпринимателями. Ни для кого не секрет, что благодаря таким договорам, работодатели пытаются оптимизировать свои расходы на вознаграждение своих сотрудников. Не является это секретом и для фискальных органов, которые пытаются найти возможность переквалифицировать такие договорные отношения в трудовые. Так, налоговики составляют акты, в которых указывают, что отношения с ФЛП имеют характер трудовых, а не гражданско-правовых, поэтому необходимо применять налогообложение, как при фактическом трудоустройстве человека. Иными словами фискалы донасчитывают налог на доходы физических лиц, единый социальный взнос и военный сбор, с обязательным начислением штрафных санкций (в пределах 25%-50% в соответствии со ст. 123 Налогового кодекса Украины). Таким образом, если работодателям не удастся доказать противоправность выводов налоговиков в судах, это может стать существенным прецедентом, который позволит налоговикам в больших масштабах составлять аналогичные акты, а для работодателей возникает риск огромных убытков, учитывая, что доначисления могут быть за 3 года. Если же такие доначисления будут очень большими, то тут возникает еще и риск привлечения к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов (ст. 213 УК Украины).
По данным Государственной фискальной службы, уже сегодня зафиксировано у 60,6% плательщиков налогов нарушения законодательства относительно полноты начисления, выплаты заработной платы и иных доходов.
Кроме этого, налоговиками в первом полугодии выявлено более 92 тыс. наемных сотрудников, которые работали без заключения трудовых соглашений. Выявлено около 32 тыс. граждан, которые вели предпринимательскую деятельность без регистрации.
Еще один регулятор – НБУ, также не дремлет и помогает фискалам пополнять бюджет. Отныне, НБУ регулярно предоставляют информацию в правоохранительные органы относительно подозрительных финансовых операций, сделанных клиентами банков. В большинстве своем это операции с наличностью в крупных размерах и операции по переводу денежных средств за границу, что может свидетельствовать о возможном выведении капитала из страны. НБУ проявляет активность в борьбе с так называемыми «схемными» операциями, поэтому работодателям необходимо учесть данный факт и вести деятельность, не провоцируя контролирующие органы на различного рода действия, которые могут негативно повлиять на деятельность компании.
Однако, среди различного рода действий органов власти, можно найти и положительные моменты. Например, нельзя не отметить недавний факт внесения изменений в Методические рекомендации относительно порядка взаимодействия между подразделениями органов ГФС при организации, проведении и реализации материалов проверок плательщиков налогов. Отныне, в случае выявления нарушений налогового, валютного или иного законодательства, по которым сумма причиненного ущерба государству является достаточной для привлечения лица к уголовной ответственности, уголовные производства будут открываться после окончательного завершения всех административных и судебных процедур обжалования. Это новшество должно прекратить практику давления следствия на предпринимателя в период, когда он обжалует действия фискалов.
Еще одним положительным для предпринимателей моментом стало то, что Правительство подготовило проект изменения в Налоговый кодекс Украины, которыми вводится так называемый институт налоговых каникул для плательщиков налога на прибыль. Так, на период до 31 декабря 2021 года запланировано установить нулевую ставку для плательщиков налога на прибыль, у которых годовой доход, определенный по правилам бухучета, за последний годовой отчетный период не превышает 3 млн. грн., а размер начисленной за каждый месяц отчетного периода заработной платы сотрудников, является не меньшим, чем 2 минимальные заработные платы.
Остается надеяться, что власть имущие не передумают и все-таки положительные изменения в Налоговый кодекс останутся в силе на длительный период времени, что позволит нам иметь надежду на приход инвестиций в наше государство и становление рыночной экономики в хорошем смысле этого слова.
АО «Адвокатская фирма «ADVICE»
Управляющий партнер, адвокат
Кулаков Виталий
Каждый, кто хоть раз сталкивался с судебным спором, знает, что получить положительное решение суда это только полдела, важно еще добиться исполнения этого решения.
Исполнением решения суда, если должник добровольно не выполняет его, занимаются органы государственной исполнительной службы. С целью улучшения работы этой службы законодателем был принят в новой редакции Закон об исполнительном производстве, который должен принципиально изменить подход к исполнению решений судов. Важно отметить, что основные положения этого закона вступают в действие в октябре 2016 года. Что же нового ждет всех нас?
Одним из основных нововведений является внедрение института частных исполнителей. Это означает, что исполнением решений могут заниматься и государственные, и частные исполнители. Исключением будут отдельные категории решений, исполнение по которым фактически монополизировано государственными исполнителями, однако их немного (решения относительно местонахождения ребенка; решения, где должником является государство, органы государственной власти; решения относительно имущества коммунальной и государственной собственности; конфискация имущества и т. п.). Законом предусмотрены и требования к частным исполнителям, которые должны быть не младше 25 лет, иметь высшее юридическое образование, стаж работы не менее 2 лет и сдать квалификационный экзамен.
Изменены полномочия исполнителя. Данным законом систематизированы права и обязанности исполнителя. При всем этом, исполнителю дано право в случае уклонения должника от исполнения решения суда обращаться в суд за установлением временного ограничения на право выезда должника – физического лица или руководителя должника – юридического лица за пределы Украины. Этот институт обеспечения выполнения решения суда был частично предусмотрен старым законом, однако его использование было фактически сведено к нулю. Надеемся, в нынешней редакции закона этот способ обеспечения будет помогать оперативно исполнять решения судов. Кроме всего прочего, исполнитель получит доступ к различным базам данных, что должно позволить оперативно выявлять имущество и источники дохода должника.
Вводится Единый реестр должников. Данное нововведение является практически революционным, поскольку указанный реестр должен будет вестись с целью обнародования в режиме реального времени информации о неисполненных имущественных обязательствах должников и препятствовать отчуждению ими имущества. При этом, нотариус, при оформлении любых сделок обязан проверить отсутствие сторон сделки в этом реестре. В случае фигурирования лица в реестре в качестве должника, нотариус должен будет отказать в оформлении сделки по отчуждению имущества.
Кроме этого, частично оптимизированы сроки проведения исполнительных действий, что само по себе должно привести к оперативности исполнения решений судов. Остается только дождаться результатов реализации положений нового закона на практике и верить, что исполнительное производство перестанет быть «обузой» для людей, выигравших судебный процесс.
АО «Адвокатская фирма «ADVICE»
Адвокат Кулаков Виталий
Нынешняя власть продолжает осуществлять действия, направленные на реформирование различных отраслей нашей жизни. Так, очередной выбор пал на таможню. Кабинет Министров Украины ставит цель – снизить коррупционные риски, ограничить возможность применения различных контрабандных схем и в целом упростить жизнь бизнесу. Для этого, как декларирует Минфин, они утвердили все возможные формальности и готовы запустить Единое окно на таможне уже с 1 августа 2016 г.
Идея упростить жизнь бизнесу уже не нова и активно декларируется правительством, но, честно сказать, пока, жизнь бизнеса не особо упростилась. Что же ждет нас с появлением так называемого Единого окна?
Решение о введении Единого окна было принято 25 мая 2016 года постановлением Кабинета Министров № 364 от 25 мая 2016 года "Некоторые вопросы реализации принципа Единого окна при осуществлении таможенного, санитарно-эпидемиологического, ветеринарно-санитарного, фитосанитарного, экологического, радиологического и других видов государственного контроля".
По словам профильного министерства, система Единое окно предусматривает создание единой электронной базы данных, которая позволяет различным службам контроля и таможням в автоматическом режиме обмениваться информацией о грузе, который проходит через границу Украины и о результатах его государственного контроля.
Среди основных преимуществ Единого окна инициаторы выделяют:
- на принятие решения у контролирующего органа будет не более 4 часов;
- уменьшение возможности для манипуляций у контролирующих органов;
- досмотр товара одновременно всеми контролирующими органами.
Кроме того, на таможне введена фото-, видео фиксация проверок; регламентировано и внедряется сегодня действие мобильных групп и координационного центра для контроля над таможней; действует автоматизированное распределение таможенных деклараций.
Казалось бы, все хорошо, все верно, но, если «капнуть» складывается впечатления не самые благоприятные, хотя, очень хочется ошибаться…Итак.
Единое окно.
Сам принцип единого окна во всем мире способствует развитию бизнеса, отождествляет прозрачность и простоту общения налогоплательщика и государства. В нашем государстве, Единое окно чаще становиться камнем преткновения, нежели способом упрощения деятельности. Если вспомнить, то фактически во всех сферах административных услуг действует принцип единого окна, например – согласование размещения рекламы. Человек подает пакет документов в Единое окно и ждет…Через время ему звонок: «Заберите документы, ответ готов». Человек радостно приходит и видит отказ. На вопрос, а почему, что же не так, симпатичная и милая девушка отвечает: «Мне не известно, я же не готовила ответ, я просто принимаю документы». В итоге, человек опять готовит документы и подает в единое окно, опять ждет, опять звонок, опять отказ…Не совсем удобный вариант. Думаю, что каждый, кто сталкивался с любым согласованием какого либо документа, поймут, о чем я хотел сказать.
Так вот, вернемся к таможне. С 1 августа текущего года, субъект хозяйствования должен будет подать документы, необходимые для контроля и оформления товара и, если в течении 4 часов контролирующие органы не приняли решение, то груз фактически может ехать дальше, иными словами – оформлен. Но будет ли реально это работать? Не возникнут ли проблемы у перевозчиков в случае вот такого оформления товара по принципу «молчаливого согласия», как импортеру реализовывать такой товар конечным потребителям?
Насколько нам известно, то полноценного документооборота между государственными контролирующими органами нет. Это значит, что есть шанс не успеть все проверить и сделать соответствующие действия в течении короткого времени, что может привести к негативным последствиям. А ведь именно это является одним из ключевых моментов Единого окна, чтоб все контролирующие органы имели возможность в оперативном порядке реагировать на те или иные моменты, в ходе оформления груза. Учитывая это, следует обратить внимание, что все контролирующие органы вынуждены в оперативном порядке пересматривать свои технологии контроля и внедрять в работу электронные технологии. Вот тогда, система Единого окна может иметь перспективу на успех.
Мобильные группы.
Как стало известно из источников информации, с 1 августа текущего года, в стране заработает 20 мобильных групп, в каждой из которых будет по 4 человека: 2 от ГФС, по одному – от Погранслужбы и Патрульной полиции. По словам инициаторов реформы, данные мобильные группы, или, как их окрестили «черные сотни», будут координироваться из Межведомственного целевого центра на базе ГФС, руководителя которого назначает все тот же Кабмин. Представители мобильных групп смогут фактически беспрепятственно находиться в зоне таможенного контроля и пунктах пропуска, а также создавать так называемые временные зоны контроля, проводить досмотр/передосмотр, инициировать составление протоколов о нарушениях таможенных правил и т.п.
Несмотря на то, что Министр финансов уверяет, что это временная мера, возникает ряд спорных моментов, которые позволяют прогнозировать отсутствие надлежащего эффекта от работы таких мобильных групп.
Важно отметить, что еще в 2005 году правительством создавались межведомственные рабочие группы по борьбе с контрабандой, которые начали работу, но контрабанду так и не остановили. Наоборот, бизнес стали еще больше терроризировать, искать, изымать, штрафовать и в конечном итоге, идея таких рабочих групп свелась на нет. Похоже, что история повторяется, и есть опасения, что мобильные группы, имеющие широкие полномочия, не имея четких обязанностей и критериев работы, да еще и в возможном сопровождении различных добробатов (сейчас это используется), могут превратиться в группы по отстаиванию тех или иных интересов.
К примеру, если решение таможенного органа должно быть принято не позднее 4 часов, то граничные сроки проведения досмотра/передосмотра мобильными группами не установлено, как и не установлено, кто будет нести ответственность и дополнительные затраты по таким действиям. Кроме того, в группах не будет таможенников, поэтому возникает вопрос, а способны ли будут члены мобильных групп правильно определить объект контракта, читать инвойсы, карнеты, коносаменты и переводить их с иностранного языка? Исходя из первичной информации, можно сделать вывод, что создание дополнительных структур в таком виде может привести не к упрощению импорта-экспорта, а к необоснованному препятствованию прохождения товаров.
С моей точки зрения, сегодня не стоит создавать новые органы и контролирующие органы, и потом органы, которые контролируют этот контролирующий орган, поскольку это дорого и дает импульс только к развитию коррупционной поруки, а нужно ввести ответственность самого таможенного органа и должностных лиц за нарушения в его работе. Оформил не правильно груз, пропустил фальсификат, скрыл информацию или т.п. – получай наказание. Ведь у нас есть служба внутреннего расследования, полиция, прокуратура, НАБУ и еще ряд органов, которые должны следить за соблюдением законов должностными лицами и реагировать адекватно на их проявления. Вместо этого, мы создаем новых «контролеров» и продолжаем тратить деньги «бюджета» на их содержание.
Введение фото, видео фиксации – в любом случае положительное решение, однако его эффективность зависит от того, кто и где будет фиксировать события. Непонятно, фиксация будет касаться только досмотра товара (груза) или и его оформления? Желательно, чтоб фиксировался весь процесс оформления груза, поскольку именно это может дать эффект ликвидации любых манипуляций со стороны контролеров.
Важным аспектом реформы в таможенной сфере остается таможенная стоимость и не всегда объективный подход к ее определению. Количество споров в этом аспекте не уменьшается, поэтому это важная проблема, которую нужно решать. Ведь очень часто таможенный орган заявляет, что не смотря на стоимость груза (инвойс), вы должны оплатить сумму больше, поскольку сам товар стоит дороже. Почему так? Ведь таможенный орган должен иметь неопровержимое доказательство этому, а он ссылается исключительно на данные своей базы и пользуясь своими полномочиями не пропускает груз. Что делать импортеру? Конечно платить, поскольку простой контейнера может иногда стоить дороже.
Частично решить эту проблему можно путем внедрения в наше таможенное законодательство положений документов Всемирной таможенной организации, применив наиболее оптимальные и лучшие механизмы и технологии контроля за таможенной стоимостью.
Подводя итог, хочу сказать, что созданные правительством методы борьбы с контрабандой не дают гарантий того, что это явление исчезнет, как и не дает гарантий того, что уровень коррупции уменьшится. Для создания более эффективной системы противодействия контрабанде и коррупции в таможенных органах, нужно все решения принимать исходя из того, что необходимо создавать такую систему, когда не возможно будет продать товар, завезенный в серую, когда не возможно его взять на баланс, скрыть и т.п. Возможно нужно выходить на создание контроля всей цепочки реализации ввезенного товара до конечного потребителя, путем возрождения института пост-аудита. При этом, крайне важно, чтоб создание любого контроля не мешало честному бизнесу!
Хочется верить, что правительство и парламент сможет оперативно реагировать на все последствия таможенной реформы путем принятия в оперативном режиме тех или иных нормативных актов, чтоб эта реформа не превратилась в очередной фарс.
АО «Адвокатская фирма «ADVICE»
Управляющий партнер, адвокат
Кулаков Виталий
Звяжіться з нами
044 209 23 52