7 декабря 2017г. законодательный орган страны принял ряд существенных законов, которые несомненно повлияют на бизнес-климат в стране. Положительно или отрицательно скажутся на предпринимателях принятые изменения, покажет время, а пока остановимся на некоторых из них.
Итак, ключевой, кричащей и болючей для бизнеса стала работа системы рисков с НДС, иными словами – система по блокированию регистрации налоговых накладных. Возможно, первичные цели создания этой системы были позитивными, однако, как показала работа – предприятия реального сектора экономики просто вынуждены были приостанавливать свою работу и заниматься обжалованием действий и решений ГФС Украины. Все это превратилось в миллионные жалобы и иски в судах, что никак нельзя отнести к положительным признакам реформирования.
И вот, долгожданное решение, - принята норма, которая фактически возвращает тестовый режим механизма приостановки регистрации налоговых накладных в ЕРНН. Раздел ХХ НК Украины дополнят пунктом, согласно которому: «Налоговые накладные/расчеты корректировки, регистрацию которых в ЕРНН приостановлено в соответствии с п. 201.16 НК Украины, регистрируются с учетом требований п. 2001.3 и п. 2001.9 НК Украины, 02.01.2018г., кроме: 1) налоговых накладных/расчетов корректировок, по которым по состоянию на 01.12.2017г. не поданы пояснения и документы в соответствии с п.п. 201.16.2 НК Украины; 2) налоговых накладных/расчетов корректировок, по которым принято решение об отказе в регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в ЕРНН, по которым по состоянию на 01.12.2017г. не начата процедура обжалования в административном или судебном порядке».
Все налоговые накладные, по которым регистрацию приостановлено с 01.12.2017г. и по которым поданы пояснения и копии документов, регистрируются в ЕРНН согласно ранее действующего порядка (по ранее действующему закону).
При этом, Министерство финансов Украины вместе с профильным Комитетом ВС Украины приняли совместное решение об отмене действия системы по приостановке регистрации налоговых накладных с целью дальнейшей наработки согласованного решения, которое бы не причиняла значительных неудобств представителям реального сектора экономики.
Кроме всего прочего, законодательный орган внес изменения относительно ставок налогообложения физических и юридических лиц. Например, с 2018 года будет повышена ставка экологического налога на 11,2%. Хотелось бы верить, что полученная в бюджете сумма пойдет на восстановление экологической ситуации в стране, а не растворится в бюджете.
Также, законодатель ввел 24-месячную отсрочку на уплату НДС во время импорта некоторых групп оборудования. Есть новости и для любителей получать почтовые посылки из-за рубежа. Отныне, без уплаты пошлины можно будет получить не более трех почтовых отправлений, стоимостью по 150 евро. При этом, через аэропорт, человек сможет беспошлинно ввести товар на 1000 евро, а при въезде через иные пункты пропуска – ограничения составят 500 евро и 50 кг. При этом (во втором случае), лицо должно отсутствовать в Украине не менее 24 часов и въезжать в страну не чаще чем один раз в 72 часа. Если эти временные ограничения не соблюдаются, то сумма ввезенного товара не должна превышать 50 евро.
Также, со следующего года, освобождаются от НДС и акциза операции по импорту электроавтомобилей. Такие преференции введены сроком на пять лет.
Будем надеяться, что новые правила в системе налогообложения действительно положительно отразятся на бизнесе и простых людях.
АО «Адвокатская фирма «ADVICE»
Адвокат, управляющий партнер Кулаков Виталий
В апреле текущего года правительством Украины принято постановление, которым утвержден Порядок осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о труде (далее - Порядок).
Итак, кто осуществляет контроль? Контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляется инспекторами Государственной службы Украины по вопросам труда (далее - Гоструда), ее территориальных подразделений, исполнительных органов горсоветов, поселковых и сельских советов, советов объединенных территориальных общин. Да, действительно, теперь и местные органы исполнительной власти будут следить за соблюдением трудового законодательства. Единственное, о чем нужно знать бизнесу и помнить местным исполнительным органам, так это то, что такие проверки могут быть исключительно по вопросам своевременной и в полном объеме оплаты труда, соблюдения минимальных гарантий в оплате труда и оформления трудовых отношений.
С целью недопущения злоупотреблений местными органами, Гоструда обязано будет не только выдавать удостоверения, а и вести реестр всех удостоверений инспекторов труда, поэтому любой человек сможет проверить наличие полномочий инспектора на проведение проверок. Для выдачи удостоверения, глава городского, поселкового или сельского советов направляет соответствующее письмо в Гоструда, прилагая карточку учета данных инспектора труда.
Основанием для проведении проверок может стать: информация профсоюзов о нарушении прав работников; информация от Государственной фискальной службы (несоответствие количества работников объемам производства, факты нарушений, выявленных в ходе проверок налогового законодательства, задолженность по ЕСВ и т.п.); информация от органов ПФУ (в связи с выявлением факта выплаты зарплаты меньше минимальной, отсутствия уведомления о принятии на работу, выполнение работ по гражданско-правовым договорам больше года, не проведение в течении года индексации зарплаты, занятость 30% и более сотрудников по гражданско-правовым договорам и др.). Исходя из вышесказанного, риск проведения проверок достаточно велик, а количество инспекторов планируется увеличить вдвое, поэтому предприятия должны знать все критерии рисков, чтоб избежать проведения проверок.
Привлечение сотрудников правоохранительных органов возможно исключительно при наличии признаков уголовного правонарушения и/или создания угрозы безопасности для инспектора по труду.
В каждом отдельном случае, предприятие должно убедиться в законности проверки, наличии оснований для проведения проверки (пункт 14 Порядка), наличии всех надлежаще оформленных документов (удостоверения, направление, приказ), поскольку в ином случае, предприятие может на законном основании не допустить инспектора к проведению проверки. Если проверка уже началась, предприятие должно следить за соблюдением процедуры проведения проверки, так сказать, собирать контрдоказательства, которые можно будет использовать в суде для оспаривания выявленных правонарушений.
АО «Адвокатская фирма «ADVICE»
Управляющий партнер, адвокат Кулаков Виталий
Новость о повышении минимальной заработной платы была одной из самых распространенных среди иных прочих. Кто-то радовался этой новости, кто-то высказывал недовольство, однако – это событие уже произошло и должно всеми соблюдаться. Именно этот месседж был отправлен всем работодателям и обновленной Государственной службе Украины по вопросам труда (далее - Гоструда). Власть четко заявила о своей борьбе с недостоверным декларированием зарплаты и оплатами в конвертах, а также жестких мерах к нарушителям трудового законодательства. Иными словами, в жизни бизнеса появился еще один «контролер», который может не всегда позитивно влиять на жизнь предпринимателя. В таких условиях важно для бизнеса иметь четкий алгоритм защиты, если контролер превышает полномочия и ведет себя не должным образом, а также полностью владеть информацией о полномочиях контролирующего органа и своих правах, о чем и пойдет речь в серии статей.
Итак, кого же все-таки бояться ГФС или Гоструда? Для ответа на этот вопрос, актуальным будет ссылка на письмо ГФС № 2932/6/99-99-13-02-03-15 от 14.02.2017г., в котором фискальный орган указывает на то, что проверка трудовых отношений не находится в их правовом поле, а относится к компетенции Минсоцполитики и Государственной службы Украины по вопросам труда.
Так, инспектора по труду имеют право без предварительного уведомления, в любое рабочее время проводить проверку служебных, производственных и административных помещений и объектов физических и юридических лиц, использующих наемных труд. Звучит устрашающе, особенно после того, как был официально озвучен факт первого наложения штрафа на предпринимателя в размере 320000 грн.
Конечно, есть чего бояться, однако, для обеспечения своей безопасности, важно четко знать свои права и права инспекторов, разложив все по полочкам, после чего, не все покажется страшным.
Итак, мы должны знать, что проверки могут быть плановыми и внеплановыми. Плановые проверки проводятся по плану, с которым можно ознакомиться на официальном сайте Гоструда, и о них предпринимателя обязаны уведомить не менее чем за 10 дней до ее начала. Внеплановые проверки всегда «неожиданны», однако их проведение возможно исключительно на основаниях, определенных в статье 6 Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» (выявление недостоверных данных в отчетности; несчастный случай, связанный с хоздеятельностью; обращение лиц в Гоструда о нарушениях субъектом хозяйствования; проверка устранения ранее выявленных нарушений при плановой проверки).
Если основания для проверки есть, тогда необходимо контролировать соблюдение требований закона в ходе самой проверки, что позволит собрать ряд контрдоказательств.
Перед началом проверки, инспектор должен предоставить руководителю или уполномоченному лицу субъекта хозяйствования служебное удостоверения и направление на проверку. Данное направление имеет четкую дату действия, указанную в нем и оформляется исключительно на основании приказа, ссылка на который должна быть в направлении, и подписывается руководителем или заместителем Гоструда (ее территориальным органом) с печатью.
После этого, инспектор обязан расписаться в журнале учета проверок (желательно его иметь на предприятии) и уведомить о перечне документов, которые подлежат проверке (в области трудовых отношений). При этом, не допускается изъятие при проверках оригиналов первичных финансовых и бухгалтерских документов.
Важно отметить, что как инспектору, так и субъекту хозяйствования разрешается фиксировать процедуру проверки средствами аудио и видеозаписи, не препятствуя процессу проверки.
При проведении проверки, субъект хозяйствования может:
- присутствовать при проведении проверки и привлекать к ней третьих лиц (адвокатов, специалистов);
- предоставлять свои возражения, объяснения и замечания, которые должны быть учтены при принятии решения о результатах проверки;
- обжаловать действия (бездействия) проверяющего органа в судебном порядке;
- получать консультативную помощь от органа госконтроля для недопущения нарушений в последующий период (орган обязан предоставлять такую помощь).
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что некоторые права у субъекта хозяйствования есть, которых достаточно для того, чтоб защитить себя от неправомерных действий инспекторов. Важно уметь пользоваться своими правами для сбора контрдоказательств, что позволит в последующем признать наложение любых санкций – неправомерным.
Будем надеяться, что создание нового контролирующего органа не станет очередным поводом для злоупотреблений, а Гоструда, совместно с бизнесом, будет совершенствовать систему трудовых отношений.
Продолжение следует…
АО «Адвокатская фирма «ADVICE»
Управляющий партнер, адвокат Кулаков Виталий
В предыдущей статье мы писали о Государственной службе Украины по вопросам труда (далее - Гоструда), о ее полномочиях и характере действий. Напомним, что новым законодательством предусмотрен штраф в размере 30 минимальных заработных плат за допуск лица к работе без заключения трудового договора (с 1 января 2017г. сумма составляет 96 000 грн.), за не допуск проверяющих инспекторов Гоструда к проведению проверки в определенных случаях штраф составляет 100 минимальных заработных плат (с 1 января 2017г. это 320 000 грн.). Согласитесь, суммы впечатляют и создают огромный риск для предпринимателей, поэтому в данной статье мы хотели бы остановиться на вопросах защиты работодателей от необоснованно наложенных штрафов.
Учитывая, что активность проверок и наложения штрафов Гоструда возникла только в этом году, судебная практика еще по подобным делам только формируется, однако, некоторые нюансы в таких делах уже прослеживаются.
Довольно распространенным правонарушением является допуск к работе без оформления трудовых отношений. Если инспектор Гоструда вменяет именно это, работодателю необходимо доказывать отсутствие фактических трудовых отношений. Некоторые работодатели, с целью защиты своих интересов, заключают гражданско-правовые договора с отдельными лицами. Однако, инспектора не принимают это во внимания, и составляют соответствующие протоколы, привлекая руководителей к ответственности. В таких случаях, мы рекомендуем обращаться в суд, где важно доказать, что: с сотрудником был заключен реальный договор, в котором оговорены реальные цели, права и обязанности; непосредственно на исполнителя не распространялись правила внутреннего трудового распорядка; сотрудник не был принят на конкретную должность (квалификацию, профессию), а исполнял услуги по конкретным работам, получая за это гонорар. Доказав ошибочность выводов инспектора Гоструда, вы сможете избежать огромного штрафа. Главное, четко знать свои права и понимать порядок своих действий при защите интересов, грамотно доказывать отсутствие трудовых отношений как таковых.
В некоторых случаях, инспекторы Гоструда привлекают работодателя за не проведение полного расчета с работником или вообще не выплату заработной платы. Как правило, в этих случаях, инспекторы Гоструда буквально подходят к изучению обстоятельств дела, поэтому шанс для защиты своих интересов остается. Например, если фактически инспектор прав в своих выводах, работодатель может своевременно устранить нарушение, выплатив все положенные средства работнику. Таким образом, будет создана ситуация, когда еще до рассмотрения дела будут устранены все допущенные нарушения. Это позволит избежать ответственности в виде значительного штрафа, а сам сотрудник получит положенные ему деньги.
Однако, в некоторых случаях, задержка или не выплата денежных средств связана не со «скупостью» руководства, а с объективными проблемами, разрешение которых не зависит от руководителя. Если у предприятия не было объемов работ, средства за выполненную работу реально не поступали, а заработная плата не выплачивалась по объективным причинам, мы считаем, что привлечение к ответственности руководителя – является противоправным, поскольку для привлечения к ответственности необходимо наличие вини. Если же такая ситуация с невыплатой заработной платы произошла, интересы работника должны быть защищены в судебном порядке согласно норм трудового законодательства (выплата компенсации за задержку в выплатах). В таком случае, сотрудник получает и свою заработную плату и компенсацию. В ином случае, если идет привлечение к ответственности руководителя, последний обязан оплатить штраф, который никак не попадает в «карман» сотруднику и никак не улучшает его жизнь. Поэтому, в каждом отдельном случае необходимо разбираться в ситуации и привлекать к ответственности исключительно виновного руководителя.
Встречаются случаи, когда доказательственная база инспекторов Гоструда не совсем соответствует нормам процессуального законодательства. Так, например, анализируя одно из дел, в котором привлекался директор, доказательства вины руководителя строилось исключительно на показаниях свидетелей. Иных доказательств установления факта нахождения лиц на рабочем месте без оформления трудовых отношений – не предоставлено, как и не выявлено таких лиц. В этом деле суд отменил постановление Гоструда о наложении штрафа в связи с недоказанностью (отсутствием надлежащего доказательства).
Подводя итог, обращаем внимание, что полномочия у Гоструда достаточно велики, как и размер штрафов, которые они могут наложить. Однако, в каждом отдельном случае необходимо относиться к ситуации хладнокровно, без эмоций и подготовить грамотную защиту, возможно с привлечением квалифицированных специалистов.
АО «Адвокатская фирма «ADVICE»
Управляющий партнер, адвокат Кулаков Виталий
В нашей стране уже вошло в привычку каждый год по нескольку раз в законодательном порядке «улучшать» жизнь для бизнеса. Не исключением стал и конец 2016 г., когда были приняты ряд изменений в законодательные акты, вступившие в силу в январе текущего года. О таких изменениях можно говорить по-разному, ведь одни предусматривают повышение заработных плат, другие – увеличение платежей, третьи – вводят новые критерии и льготы и т.п., но все по порядку.
Начнем с небольших позитивных изменений, которые мы можем выделить. Ну, во-первых, это – изменения в систему администрирования и процедуру бюджетного возмещения НДС. Хотелось бы верить, что это существенно поможет получать бюджетное возмещение тем, кто на него имеет законное право.
Есть положительные изменения для заемщиков, которые имеют долг перед банковскими учреждениями. Так, с началом года, в случае, если банк простил ипотечное кредитование (в пределах срока исковой давности), это считается доходом физического лица, с которого человек обязан уплатить соответствующий подоходный налог по всей строгости ставки. Это не приятно. Но! По таким обязательствам предлагается рассрочка на три года, и это является положительным моментом. Хотелось бы, конечно большего, полного освобождения от уплаты налогов, но, сори, государство на такое не готово…
Еще один позитивный момент – это то, что созданы более благоприятные условия для получения высшего образования. Теперь у нас не будут подлежать налогообложению оплата за учебу в ВУЗах или технических учреждениях образования (имеется в виду отечественные). Это значит, что если за человека заплатили, то никаких налоговых обязательств у него не возникает. Единственное ограничение – это граничная сумма на образование, которая не должна превышать 9600 (привязка к минимальной заработной плате). Что я имею ввиду?
Если за Вашу учебу заплатил работодатель, к примеру, то это не будет считаться личным доходом и соответственно, не возникает никаких обязательств по уплате подоходного налога. Если Вы самостоятельно заплатили за учебу вашего ребенка, Вы можете заполнить декларацию и указать сумму, которая была потрачена вами за учебу. При этом, вы сможете высчитать сумму НДФЛ, которая была уплачена Вашим работодателем при удержании этого налога при выплате заработной платы, и уменьшить ее на сумму, которая потрачена вами за учебу ребенка. Таким образом, по результатам 2017г. вы сможете вернуть себе уплаченный за ваш счет НДФЛ в соответствующем размере.
Одним из важных позитивных моментов принятых нововведений стала возможность привлечения к дисциплинарной ответственности должностных лиц фискальных органов в связи с принятием ними незаконных налоговых уведомлений-решений. Надеемся, что этот институт будет работать и прекратит практику необоснованных и надуманных начислений.
Одним из главных позитивных изменений я бы выделил стабильность ставки налоговых платежей и сборов. Имеется ввиду, что ставки основных налогов и сборов остались неизменными, к примеру, налог на прибыль, ЕСВ и т.п. Однако, в данном случае не стоит говорить о стабильности в объемах денежных обязательств, ведь с увеличением минимальной заработной платы, увеличиваются некоторые платежи, которые привязываются к этой ставке. Таким образом, с одной стороны ставка не поменялась, но сумма выросла.
Однако, стоит отметить, что произошли изменения, например, по акцизам (спиртовым, коньяку, сигаретам), ренты за радиочастотные ресурсы. Естественно, что все это ляжет в себестоимость продукции и, соответственно, отразиться на карманах наших граждан.
Кроме того, с привязкой к минимальной заработной плате уплачивается ЕСВ нашими единщиками. Многие уже знают, что с 1 января 2017 г. отдельные категории ФЛП, к примеру 2 и 3 групп, будут платить уже 704 грн. в месяц, не зависимо от того, работают они или нет, получили ли доход или убыток. Не секрет, что многие ФЛП решили прекратить деятельность, поскольку данный размер ЕСВ не всем под силу. По данным разных источников, уже в декабре больше 10 тыс. ФЛП подали документы на прекращение деятельности и эта цифра предполагаемо будет расти.
Конечно, если мы говорим о так называемых «спящих» единщиках (фактически не работающих) это одно, а когда мы говорим о тех, которые имеют сезонный характер работ, не системный и т.п. – то это уже потеря нами предпринимательской единицы.
Подобный шаг власти можно расценивать как первый этап в борьбе с нынешней упрощенной системой налогообложения. Сегодня это увеличение налоговой нагрузки, введение кассовых аппаратов, а завтра уже другие подобные меры. Не секрет, что МВФ требует ликвидировать действующую систему единого налога, поскольку она вроде бы используется в оптимизационных схемах. С моей точки зрения, власть должна не медленно сужать кольцо вокруг единщиков, а предложить альтернативную систему налогообложения и принципы работы. Мы не можем убивать частных предпринимателей, ведь они ничего не просят у государства и работают сами на себя. Это устоявшийся класс наших граждан, которые кормят свои семьи. Зачем их превращать в безработных и потом платить помощь по безработице? Где логика?
Есть новости для киевлян и гостей столицы. Местная власть планирует проведение так называемых рейдов совместно с полицией по выявлению фактически проживающих в квартире граждан и пересмотру коммунальных услуг (речь идет о квартирах без счетчиков, где расчет идет исходя из количества проживающих людей). Кроме того, под проверку подпадает сдача квартир в аренду и уплата соответствующего налога в бюджет, а также возможный перевод жилого помещения в нежилой фонд (при наличии ведения в квартире бизнеса). Этот сегмент бизнеса чаще всего не легализирован и, соответственно, с него не уплачиваются налоги, поэтому местная власть решила «поворушить» теплые места и увеличить бюджетные поступления. Как это будет работать никто не знает, поскольку конкретных механизмов еще нет, но предполагается, что с весны такие проверки начнутся.
В завершении хочу сказать, что любые изменения должны быть квалифицированными и приводить к единственной цели – улучшение жизни большинства людей. Если все изменения приводят исключительно к увеличению бюджета и его расходной части, а жизнь большинства людей становиться сложнее и беднее, то наверное это не правильный путь реформ.
АО «Адвокатская фирма «ADVICE»
Управляющий партнер,
адвокат Кулаков Виталий
Звяжіться з нами
044 209 23 52