Звяжіться з нами

044 209 23 52 067 233 50 58

Звяжіться з нами

044 209 23 52
067 233 50 58

Статті

ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПО-НОВОМУ (НОВЫЕ ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК ГОСТРУДА)

ТРУДНовость о повышении минимальной заработной платы была одной из самых распространенных среди иных прочих. Кто-то радовался этой новости, кто-то высказывал недовольство, однако – это событие уже произошло и должно всеми соблюдаться. Именно этот месседж был отправлен всем работодателям и обновленной Государственной службе Украины по вопросам труда (далее - Гоструда). Власть четко заявила о своей борьбе с недостоверным декларированием зарплаты и оплатами в конвертах, а также жестких мерах к нарушителям трудового законодательства. Иными словами, в жизни бизнеса появился еще один «контролер», который может не всегда позитивно влиять на жизнь предпринимателя. В таких условиях важно для бизнеса иметь четкий алгоритм защиты, если контролер превышает полномочия и ведет себя не должным образом, а также полностью владеть информацией о полномочиях контролирующего органа и своих правах, о чем и пойдет речь в серии статей.

Итак, кого же все-таки бояться ГФС или Гоструда? Для ответа на этот вопрос, актуальным будет ссылка на письмо ГФС № 2932/6/99-99-13-02-03-15 от 14.02.2017г., в котором фискальный орган указывает на то, что проверка трудовых отношений не находится в их правовом поле, а относится к компетенции Минсоцполитики и Государственной службы Украины по вопросам труда.

Так, инспектора по труду имеют право без предварительного уведомления, в любое рабочее время проводить проверку служебных, производственных и административных помещений и объектов физических и юридических лиц, использующих наемных труд. Звучит устрашающе, особенно после того, как был официально озвучен факт первого наложения штрафа на предпринимателя в размере 320000 грн.

Конечно, есть чего бояться, однако, для обеспечения своей безопасности, важно четко знать свои права и права инспекторов, разложив все по полочкам, после чего, не все покажется страшным.

Итак, мы должны знать, что проверки могут быть плановыми и внеплановыми. Плановые проверки проводятся по плану, с которым можно ознакомиться на официальном сайте Гоструда, и о них предпринимателя обязаны уведомить не менее чем за 10  дней до ее начала. Внеплановые проверки всегда «неожиданны», однако их проведение возможно исключительно на основаниях, определенных в статье 6 Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» (выявление недостоверных данных в отчетности; несчастный случай, связанный с хоздеятельностью; обращение лиц в Гоструда о нарушениях субъектом хозяйствования; проверка устранения ранее выявленных нарушений при плановой проверки).

Если основания для проверки есть, тогда необходимо контролировать соблюдение требований закона в ходе самой проверки, что позволит собрать ряд контрдоказательств.

Перед началом проверки, инспектор должен предоставить руководителю или уполномоченному лицу субъекта хозяйствования служебное удостоверения и направление на проверку. Данное направление имеет четкую дату действия, указанную в нем и оформляется исключительно на основании приказа, ссылка на который должна быть в направлении, и  подписывается руководителем или заместителем Гоструда (ее территориальным органом) с печатью.

После этого, инспектор обязан расписаться в журнале учета проверок (желательно его иметь на предприятии) и уведомить о перечне документов, которые подлежат проверке (в области трудовых отношений). При этом, не допускается изъятие при проверках оригиналов первичных финансовых и бухгалтерских документов.

Важно отметить, что как инспектору, так и субъекту хозяйствования разрешается фиксировать процедуру проверки средствами аудио и видеозаписи, не препятствуя процессу проверки.

При проведении проверки, субъект хозяйствования может:

- присутствовать при проведении проверки и привлекать к ней третьих лиц (адвокатов, специалистов);

- предоставлять свои возражения, объяснения и замечания, которые должны быть учтены при принятии решения о результатах проверки;

- обжаловать действия (бездействия) проверяющего органа в судебном порядке;

- получать консультативную помощь от органа госконтроля для недопущения нарушений в последующий период (орган обязан предоставлять такую помощь).

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что некоторые права у субъекта хозяйствования есть, которых достаточно для того, чтоб защитить себя от неправомерных действий инспекторов. Важно уметь пользоваться своими правами для сбора контрдоказательств, что позволит в последующем признать наложение любых санкций – неправомерным.

Будем надеяться, что создание нового контролирующего органа не станет очередным поводом для злоупотреблений, а Гоструда,  совместно с бизнесом, будет совершенствовать систему трудовых отношений.

Продолжение следует…

АО «Адвокатская фирма «ADVICE»

Управляющий партнер, адвокат Кулаков Виталий

ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ДЛЯ БИЗНЕСА В 2017 ГОДУ

изменения бизнеса  В нашей стране уже вошло в привычку каждый год по нескольку раз в законодательном порядке «улучшать» жизнь для бизнеса. Не исключением стал и конец 2016 г., когда были приняты ряд изменений в законодательные акты, вступившие в силу в январе текущего года. О таких изменениях можно говорить по-разному, ведь одни предусматривают повышение заработных плат, другие – увеличение платежей, третьи – вводят новые критерии и льготы и т.п., но все по порядку.

  Начнем с небольших позитивных изменений, которые мы можем выделить. Ну, во-первых, это – изменения в систему администрирования и процедуру бюджетного возмещения НДС. Хотелось бы верить, что это существенно поможет получать бюджетное возмещение тем, кто на него имеет законное право.

Есть положительные изменения для заемщиков, которые имеют долг перед банковскими учреждениями. Так, с началом года, в случае, если банк простил ипотечное кредитование (в пределах срока исковой давности), это считается доходом физического лица, с которого человек обязан уплатить соответствующий подоходный налог по всей строгости ставки. Это не приятно. Но! По таким обязательствам предлагается рассрочка на три года, и это является положительным моментом. Хотелось бы, конечно большего, полного освобождения от уплаты налогов, но, сори, государство на такое не готово…

Еще один позитивный момент – это то, что созданы более благоприятные условия для получения высшего образования. Теперь у нас не будут подлежать налогообложению оплата за учебу в ВУЗах или технических учреждениях образования (имеется в виду отечественные). Это значит, что если за человека заплатили, то никаких налоговых обязательств у него не возникает. Единственное ограничение – это граничная сумма на образование, которая не должна превышать 9600 (привязка к минимальной заработной плате).   Что я имею ввиду?

Если за Вашу учебу заплатил работодатель, к примеру, то это не будет считаться личным доходом и соответственно, не возникает никаких обязательств по уплате подоходного налога. Если Вы самостоятельно заплатили за учебу вашего ребенка, Вы можете заполнить декларацию и указать сумму, которая была потрачена вами за учебу. При этом, вы сможете высчитать сумму НДФЛ, которая была уплачена Вашим работодателем при удержании этого налога при выплате заработной платы, и уменьшить ее на сумму, которая потрачена вами за учебу ребенка. Таким образом, по результатам 2017г. вы сможете вернуть себе уплаченный за ваш счет НДФЛ в соответствующем размере.

Одним из важных позитивных моментов принятых нововведений стала возможность привлечения к дисциплинарной ответственности должностных лиц фискальных органов в связи с принятием ними незаконных налоговых уведомлений-решений. Надеемся, что этот институт будет работать и прекратит практику необоснованных и надуманных начислений.

Одним из главных позитивных изменений я бы выделил стабильность ставки налоговых платежей и сборов. Имеется ввиду, что ставки основных налогов и сборов остались неизменными, к примеру, налог на прибыль, ЕСВ и т.п. Однако, в данном случае не стоит говорить о стабильности в объемах денежных обязательств, ведь с увеличением минимальной заработной платы, увеличиваются некоторые платежи, которые привязываются к этой ставке. Таким образом, с одной стороны ставка не поменялась, но сумма выросла.

Однако, стоит отметить, что произошли изменения, например, по акцизам (спиртовым, коньяку, сигаретам), ренты за радиочастотные ресурсы. Естественно, что все это ляжет в себестоимость продукции и, соответственно, отразиться на карманах наших граждан.

Кроме того, с привязкой к минимальной заработной плате  уплачивается ЕСВ нашими единщиками. Многие уже знают, что с 1 января 2017 г. отдельные категории ФЛП, к примеру 2 и 3 групп, будут платить уже 704 грн. в месяц, не зависимо от того, работают они или нет, получили ли доход или убыток. Не секрет, что многие ФЛП решили прекратить деятельность, поскольку данный размер ЕСВ не всем под силу. По данным разных источников, уже в декабре больше 10 тыс. ФЛП подали документы на прекращение деятельности и эта цифра предполагаемо будет расти.

Конечно, если мы говорим о так называемых «спящих» единщиках (фактически не работающих) это одно, а когда мы говорим о тех, которые имеют сезонный характер работ, не системный и т.п. – то это уже потеря нами предпринимательской единицы.

Подобный шаг власти можно расценивать как первый этап в борьбе с нынешней упрощенной системой налогообложения. Сегодня это увеличение налоговой нагрузки, введение кассовых аппаратов, а завтра уже другие подобные меры. Не секрет, что МВФ требует ликвидировать действующую систему единого налога, поскольку она вроде бы используется в оптимизационных схемах. С моей точки зрения, власть должна не медленно сужать кольцо вокруг единщиков, а предложить альтернативную систему налогообложения и принципы работы. Мы не можем убивать частных предпринимателей, ведь они ничего не просят у государства и работают сами на себя. Это устоявшийся класс наших граждан, которые кормят свои семьи. Зачем их превращать в безработных и потом платить помощь по безработице? Где логика?

Есть новости для киевлян и гостей столицы. Местная власть планирует проведение так называемых рейдов совместно с полицией по выявлению фактически проживающих в квартире граждан и пересмотру коммунальных услуг (речь идет о квартирах без счетчиков, где расчет идет исходя из количества проживающих людей). Кроме того, под проверку подпадает сдача квартир в аренду и уплата соответствующего налога в бюджет, а также возможный перевод жилого помещения в нежилой фонд (при наличии ведения в квартире бизнеса). Этот сегмент бизнеса чаще всего не легализирован и, соответственно, с него не уплачиваются налоги, поэтому местная власть решила «поворушить» теплые места и увеличить бюджетные поступления. Как это будет работать никто не знает, поскольку конкретных механизмов еще нет, но предполагается, что с весны такие проверки начнутся.

В завершении хочу сказать, что любые изменения должны быть квалифицированными и приводить к единственной цели – улучшение жизни большинства людей. Если все изменения приводят исключительно к увеличению бюджета и его расходной части, а жизнь большинства людей становиться сложнее и беднее, то наверное это не правильный путь реформ.

 

АО «Адвокатская фирма «ADVICE»

Управляющий партнер,

адвокат Кулаков Виталий

Очередные шаги власти по «удовлетворению» жаждущих…

mВ середине ноября 2016 года Президентом Украины был внесен как неотложный законопроект «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно возмещения физическим лицам через систему гарантирования вкладов физических лиц вреда, причиненного злоупотреблениями в сфере банковских и других финансовых услуг», который впоследствии был одобрен депутатами.

Как считают многие депутаты, принятие этого закона будет способствовать защите прав физлиц, обманутых при посредничестве банков, на примере клиентов банка «Михайловский», предоставляя им соответствующие гарантии таких вкладов. Иными словами, принятый закон приравнивает к вкладу средства, привлеченные от физлиц, как заем или вклад в небанковское финансовое учреждения через банк, который выступил поверенным по такому договору и на день вступления в силу закона признан неплатежеспособным, если банк не проинформировал физлицо под подпись о нераспространении на такие средства гарантий, предусмотренных законом «О системе гарантирования вкладов физических лиц». При этом физлицо, разместившее или  предоставившее такие средства, приравнивается к вкладчику и, как следствие, получает право на возмещение средств за счет Фонда гарантирования вкладов физических лиц. Законом также вводится ряд обязательных действий для банков, с целью не допускать противоправных действий, аналогичных действиям по отношению к вкладчикам банка «Михайловский».

Следует отметить, что данный законопроект решает практически все вопросы вкладчиков банка «Михайловский», но с другой стороны продолжает «истощать» казну государства и создает опять «комфортные» условия для нечистых на руку предпринимателей, которые смогут в будущем обманывать вкладчиков, сознательно понимая, что все издержки будут компенсированы через Фонд гарантирования вкладов. Считаем, что необходимо было ввести крайне жесткую ответственность должностных лиц за такие противоправные деяния, а также жесточайший контроль со стороны контролирующих органов за соблюдением законности в сфере кредитных отношений.

Еще одно решение, которое касается денежных средств. В октябре текущего года Указом Президента Украины был введен запрет на операции с российскими платежными системами. Под санкции попали такие платежные системы: «Золотая корона», «Юнистрим», «Международные денежные переводы Лидер», «Колибри», Anelik, Blizko.

В свою очередь в Государственную думу РФ внесено законопроект о запрете денежных переводов из РФ в Украину, которые осуществляются с помощью иностранных платежных систем. Таким образом, в Украине запрещено пользоваться российскими платежными системами, а в России (при расчетах с Украиной) – иностранными. Такие зеркальные действия двух государств приняты по понятным для нас причинам, однако могут повлиять на взаимоотношения между субъектами хозяйствования обеих стран, которые имеют финансовые обязательства. Кроме того, значительная часть финансовых средств так и не дойдет до Украины, что однозначно негативно отразится не только на экономике предпринимателей, а и страны в целом.

 

АО «Адвокатская фирма «ADVICE»

Управляющий партнер, адвокат

Кулаков Виталий

НОВОСТИ ДЛЯ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

nalogВ конце каждого календарного года мы с сожалением наблюдаем как принимается бюджет страны. И в этом случае ни столько важны цифры, а сколько каким образом это отобразиться на субъектах хозяйствования и как изменится их система налогообложения. Ведь уже несколько последних лет ходят слухи о том, что, например, «упращенка» уже свое отжила и нужно от нее отказываться.

Например, профильный комитет Верховного Совета Украины, под руководством Нины Южаниной высказывался о том, что единый налог не приемлем для ресторанно-отельного бизнеса.  При этом, речь шла о том, чтоб лишить права на упрощенную систему налогообложения и ИТ-специалистов, или хотя бы ввести для них повышеную ставку единого налога.

Кроме того, советник премьер-министра Украины Иван Миклош, нередко высказывался о том, что единый налог, как институция, должен остаться в распоряжении исключительно малого бизнеса, так называемых «лоточников-палаточников», и ни в коем случае не распространяться на специалистов в сфере ИТ-технологий или юридических лиц в целом.

Еще ранее, бывший министр финансов Украины Наталья Яресько выходила с инициативой о переформатировании упрощенной системы налогообложенияи введение нескольких групп единщиков. Так, предлагалось, оставить в чистом виде упрощенку для субъектов предпринимательства (так называемая группа «А») с оборотом до 300 тыс. грн., а другим предпринимателям установить ставку на уровне 20% налога с разницы между доходами и затратами.

Хорошим фактом во всем этом является то, что в 2017 г. упращенная система налогообложения остается, поэтому предприниматели, как минимум год, смогут спать спокойно. Не лишним будет сказать, что в защиту упрощенной системы налогообложения выступил сам Президент Украины Петр Порошенко. Мотивов как таковых приведено не было, но факт остается фактом.

Плохим сигналом для упрощенки остается то, что Президент сказал о том, что ликвидировать упрощенку пока нельзя, поэтому остается не понятным, когда это «пока» завершится. Кроме того, поводом для волнений остается позиция МВФ, который является ярым противником существования упрощенной системы в существующем виде. Представители фонда неоднократно выступали за то, что систему налогообложения для малого бизнеса необходимо срочно менять. Понимая, что МВФ очень сильно влияет на принятие решений властью, на сегодняшний день, малому бизнесу пока есть за что переживать.

Одной из немногих, но хороших новостей для бизнеса является то, что в парламенте зарегистрирован законопроект, который должен еще на три года продолжить мораторий на проведение проверок малого бизнеса. Конечно, речь идет исключительно о субъектах микро и малого предпринимательства, который соответствует определенным критериям.

Напомним, что в период 2015-2016г.г. в Украине действовал мораторий на проведение проверок субъектов хозяйствования, с объемом дохода до 20 млн. грн. Во время действия моратория существенно снизилось давление контролирующих органов на бизнес, но в то же время, вероятно, сделало их более «голодными». Говорим так, поскольку понимаем, что система корупции, к сожалению, не сломалась, а новые люди не смогли исправить ситуацию и выйти на уровень реально сервисной, а не карательной системы управления.

Важно также и отметить положительный прогрес в урегулировании экспортно-импортных отношений в сфере предоставления услуг. Так, Президент Украины подписал закон относительно ликвидации административных барьеров для экспорта услуг, который разрешает заключать внешнеэкономический контракт в электронной форме. Предполагается, что вся бумажная бюрократия и формальности, документальная форма договоров и актов – исчезнут и не будут мешать развитию бизнеса. Поэтому, данный закон должен будет упростить работу ИТ-шникам, фрилансерам, другим експортерам услуг (юр.лицам и физлицам-предпринимателям).

Подводя итог, можно констатировать, что некоторым «лоббистам» в хорошем смысле этого слова, удается на определенных уровнях добиваться защиты прав и интересов малого бизнеса. Хотя, защита интересов малого бизнеса должна стоять в основе развития государства, а не быть предметом лоббизма и исключений.

АО «Адвокатская фирма «ADVICE»

Управляющий партнер, адвокат

Кулаков Виталий

НОВЫЕ ПРАВИЛА ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

ispolnКаждый, кто хоть раз сталкивался с судебным спором, знает, что получить положительное решение суда это только полдела, важно еще добиться исполнения этого решения.

Исполнением решения суда, если должник добровольно не выполняет его, занимаются органы государственной исполнительной службы. С целью улучшения работы этой службы законодателем был принят в новой редакции Закон об исполнительном производстве, который должен принципиально изменить подход к исполнению решений судов. Важно отметить, что основные положения этого закона вступают в действие в октябре 2016 года. Что же нового ждет всех нас?

Одним из основных нововведений является внедрение института частных исполнителей. Это означает, что исполнением решений могут заниматься и государственные, и частные исполнители. Исключением будут отдельные категории решений, исполнение по которым фактически монополизировано государственными исполнителями, однако их немного (решения относительно местонахождения ребенка; решения, где должником является государство, органы государственной власти; решения относительно имущества коммунальной и государственной собственности; конфискация имущества и т. п.). Законом предусмотрены и требования к частным исполнителям, которые должны быть не младше 25 лет, иметь высшее юридическое образование, стаж работы не менее 2 лет и сдать квалификационный экзамен.

Изменены полномочия исполнителя. Данным законом систематизированы права и обязанности исполнителя. При всем этом, исполнителю дано право в случае уклонения должника от исполнения решения суда обращаться в суд за установлением временного ограничения на право выезда должника – физического лица или руководителя должника – юридического лица за пределы Украины. Этот институт обеспечения выполнения решения суда был частично предусмотрен старым законом, однако его использование было фактически сведено к нулю. Надеемся, в нынешней редакции закона этот способ обеспечения будет помогать оперативно исполнять решения судов. Кроме всего прочего, исполнитель получит доступ к различным базам данных, что должно позволить оперативно выявлять имущество и источники дохода должника.

Вводится Единый реестр должников. Данное нововведение является практически революционным, поскольку указанный реестр должен будет вестись с целью обнародования в режиме реального времени информации о неисполненных имущественных обязательствах должников и препятствовать отчуждению ими имущества. При этом, нотариус, при оформлении любых сделок обязан проверить отсутствие сторон сделки в этом реестре. В случае фигурирования лица в реестре в качестве должника, нотариус должен будет отказать в оформлении сделки по отчуждению имущества.

Кроме этого, частично оптимизированы сроки проведения исполнительных действий, что само по себе должно привести к оперативности исполнения решений судов. Остается только дождаться результатов реализации положений нового закона на практике и верить, что исполнительное производство перестанет быть «обузой» для людей, выигравших судебный процесс.

АО «Адвокатская фирма «ADVICE»

Адвокат Кулаков Виталий

Останні відео

Звяжіться з нами

044 209 23 52

© «ADVICE» , 2022
01014, м. Київ, ул. Бастіонна, 14А, оф.43
Тел.: (044) 209 23 52, (067) 233 50 58
E-mail: partner@advice.in.ua

Звяжіться з нами

044 209 23 52

© «ADVICE» , 2022
01014, м. Київ, вул. Бастіонна, 14А, оф.43
Тел.: (044) 209 23 52, (067) 233 50 58
E-mail: partner@advice.in.ua