Президент Украины Петр Порошенко подписал Закон Украины № 321-VIII «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно кредитных обязательств», принятый парламентом еще 9 апреля текущего года. Данный закон был разработан в целях выполнения требований Закона Украины «О моратории на взыскание имущества граждан Украины, переданного в качестве обеспечения кредитов в иностранной валюте». Несмотря на то, что к моменту окончательного принятия закона его существенно переработали, в конечном итоге мы получили ряд значительных законодательных нововведений, которые дают плательщикам налогов ряд налоговых преференций.
Так, внесены изменения в ст. 165 Налогового кодекса Украины, а именно в п. 165.1.16, согласно которому не включаются в общий месячный налогооблагаемый доход плательщика доходы, полученные вследствие реализации заложенного имущества налогоплательщика в связи с неисполнением последним своих кредитных обязательств. Важно отметить, что это правило работает в случае приобретения имущества за счет такого кредита.
Немаловажным нововведением является принятая норма, согласно которой не облагаются налогом на доходы физических лиц суммы процентов, пени, штрафных санкций, комиссий и т.п., которые прощены кредитором в связи с его самостоятельным решением. Важно отметить, что это правило распространяется и на тех лиц, которым были прощены вышеуказанные суммы, но которые не были погашены до 1 января 2014г.
Также законодатель дополнил новой нормой подпункт 165.1.29 Налогового кодекса Украины, согласно которой не включается в месячный налогооблагаемый доход сумма, которая получена налогоплательщиком от продажи права требования по депозитному счету (вкладу). Таким образом, облагаться налогом на доходы физических лиц будет сумма доходов, которая составляет разницу между суммой средств, полученных вследствие реализации права требования, и суммой приобретения такого депозита (банковского вклада).
Важным аспектом принятого закона, особенно для тех, кто ждет реструктуризации обязательств в гривну, является то, что подраздел 1 раздела ХХ Налогового кодекса Украины дополнен пунктом 8. Данный пункт подтверждает, что не будут признаваться дополнительным благом суммы доходов, образовавшиеся вследствие реструктуризации обязательств в гривну.
Однако, интересным будет развитие событий, связанных с подачей гражданами деклараций о доходах, которые они обязаны были подать до 01 мая 2015г. Напомним, что граждане, которые получили так называемое благо (списанный банковский долг по процентам, пене, штрафу и т.п.), обязаны подавать такую декларацию. Получается некий конфуз, поскольку законопослушные граждане задекларировали так называемый доход (в виде прощеного долга), а также налоговые обязательства в размере налога на доходы физических лиц (15%-20%). Таким образом, с одной стороны – есть налоговые обязательства, которые согласованы, с другой – есть новый закон, которые освобождает налогоплательщика от уплаты такого налога. Надеюсь, что принцип действия закона во времени будет правильно использоваться налоговыми органами, и принятый закон не станет причиной инициирования массовых споров с налоговым органом по поводу налоговых обязательств.
АО «Адвокатская фирма «ADVICE»
Управляющий партнер, адвокат Кулаков Виталий
9 апреля текущего года было ознаменовано принятием Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (относительно кредитных обязательств)». Несмотря на то, что к моменту окончательного принятия закона его существенно переработали, в конечном итоге мы получили ряд значительных законодательных нововведений.
Так, внесены изменения в ст. 165 Налогового кодекса Украины, а именно в п. 165.1.16, согласно которому не включаются в общий месячный налогооблагаемый доход плательщика доходы, полученные вследствие реализации заложенного имущества налогоплательщика в связи с неисполнением последним своих кредитных обязательств. Важно отметить, что это правило работает в случае приобретения имущества за счет такого кредита.
Немаловажным нововведением является принятая норма, согласно которой не облагаются налогом на доходы физических лиц суммы процентов, пени, штрафных санкций, комиссий и т.п., которые прощены кредитором в связи с его самостоятельным решением. Важно отметить, что это правило распространяется и на тех лиц, которым были прощены вышеуказанные суммы, но которые не были погашены до 1 января 2014г.
Также законодатель дополнил новой нормой подпункт 165.1.29 Налогового кодекса Украины, согласно которой не включается в месячный налогооблагаемый доход сумма, которая получена налогоплательщиком от продажи права требования по депозитному счету (вкладу). Таким образом, облагаться налогом на доходы физических лиц будет сумма доходов, которая составляет разницу между суммой средств, полученных вследствие реализации права требования, и суммой приобретения такого депозита (банковского вклада).
Важным аспектом принятого закона, особенно для тех, кто ждет реструктуризации обязательств в гривну, является то, что подраздел 1 раздела ХХ Налогового кодекса Украины дополнен пунктом 8. Данный пункт подтверждает, что не будут признаваться дополнительным благом суммы доходов, образовавшиеся вследствие реструктуризации обязательств в гривну.
Остается лишь верить, что подобные законодательные нововведения, направленные на защиту интересов граждан, будут скорее правилом, а не исключением.
С 10 мая 2013г. вступил в действие Приказ Министерства финансов Украины № 395 от 14.03.2013г., которым утвержден Порядок оформления результатов документальных проверок относительно соблюдения налогового, валютного и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы государственной налоговой службы, плательщиками налогов – физическими лицами.
Этим же приказом отменено действие Приказа ГНА Украины № 1003 от 24.10.2010г. «Об утверждении Порядка оформления результатов документальных проверок относительно соблюдения налогового, валютного и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы государственной налоговой службы, плательщиками налогов – физическими лицами».
С каждым новым приходом во власть, ее представители пытаются внести свои «предложения» по упрощению ведения бизнеса. Сама идея хороша, но только сам бизнес устал от таких «потрясений и упрощений», поскольку уже должно быть понятно всем власть имущим, что лучшее упрощение для ведения бизнеса – это стабильные и системные правила игры, установленные до ее начала, а не хаотичное имитирование благосклонности к бизнесу путем принятия порой бессмысленных уступок в обмен на еще большее ужесточение.
Так, Верховный Совет Украины 19 марта 2015г. принял за основу законопроект № 2381 о внесении изменений в Налоговый кодекс относительно упрощения условий ведения бизнеса. Если вкратце анализировать положения закона, то нормативным актом предусматривается: внедрить принцип молчаливого согласия в сфере налогообложения, а именно в части уведомления о взятии контролирующим органом счетов плательщика налогов на учет. Таким образом, датой начала расходных операций по счету в банках и других финансовых учреждениях будет дата сообщения банком или иным финансовым учреждением контролирующего органа об открытии счета. Кроме того, законом предлагается сократить с 3-х до 1-го дня внесение информации в реестр плательщиков НДС записи о регистрации лица как плательщика этого налога.
Итак, вроде бы как и изменения вносятся, вроде бы как и для бизнеса, но, во-первых, не известно как будет работать этот закон (принцип молчаливого согласия действует давно, однако реально им пользоваться для разрешения важных вопрос неактуально), и во-вторых, не понятно, почему изменения постоянно касаются мягко говоря не самых актуальных проблем.
Мне кажется, что власть обманывает не только бизнес, а и саму себя, ведь нужно ни сколько упрощать ведение бизнеса, а сколько создавать ему благоприятные условия для его ведения, а не очередные барьеры и препятствия. Как упростить себе ведение бизнеса каждый бизнесмен и сам знает, поскольку креативность в условиях нашего бизнес климата очень высокая.
А так получается, что с одной стороны дали возможность бизнесу стать плательщиком НДС не за 3 дня, а за один, но в замен вводят, например, дополнительный сбор на импорт и обязательное использование кассовых аппаратов, что в принципе увеличивает расходы бизнеса.
Кроме этого, власть вводит с одной стороны мораторий на проверки, предоставляет право субъектам хозяйствования применить налоговый компромисс по операциям, осуществленным до 01.04.2014г., ожидая пополнения в бюджет, с другой стороны, налоговые органы активизируют проверку деятельности субъектов хозяйствования после 01.04.2014г. по сегодняшний день (без права применения компромисса), заставляя его фактически платить за последние 4-года (при том, что существует термин проверок 1095 дней или 3 года).
Уверен, что если б хотя бы год-два власть реально придерживалась моратория на проведение проверок, налоговый орган (в т.ч. налоговая милиция) прекратил бы искать новый повод «обогатиться», это был бы лучший пример упрощения ведения бизнеса.
Нужно понять и признать, что и власть имущие, и бизнес не всегда придерживались норм закона, действуя по принципу выживания, но сейчас, это нужно забыть, простить, и двигаться в принципиально другом направлении - восстановления экономического благосостояния страны, реально помогая, а не уничтожая бизнес.
АО «Адвокатская фирма «ADVICE»
Управляющий партнер, адвокат Кулаков Виталий
Уважаемые партнеры, клиенты, друзья, читатели!
Данная информация особенно актуальна лицам, которые используют в своей жизни платежную систему WebMoney.
Звяжіться з нами
044 209 23 52