Инициатива введения утилизационного сбора, наверное, понравилась нашим парламентариям, следствием чего стал зарегистрированный законопроект, которым предлагается ввести очередной утилизационный сбор. В данном случае речь идет о сборе с производителей и импортеров упаковки.
Авторы законопроекта объясняют необходимость принятия данного закона тем, что сегодня в Украине огромное количество мусоросвалок, практически 90% полигонов не отвечают элементарным требованиям экологической безопасности. Единственным выходом из ситуации парламентарии видят в том, чтобы построить современные мусороперерабатывающие заводы, а средства для этого взять непосредственно у тех, кто «производит» этот мусор, то есть у производителей и импортеров упаковки.
Так, законопроектом предусматриваются следующие ставки (за 1 кг): бумажная упаковка – 0,35 грн.; пластмасса – 0,85 грн.; стекло – 0,15 грн.; дерево – 0,20 грн.; металл – от 0,20 до 1, 25 грн. и т.п.
К примеру, если нужно завернуть плитку шоколада, понадобиться не более 10 грамм бумаги, а это приблизительно 0,003 грн. плюс к сегодняшней цене. С одной стороны можно утверждать, что это немного, но смею заверить вас, что это ошибочное мнение. Во-первых, введение очередного сбора – это еще один повод «проконтролировать» предпринимателя, насчитать, оштрафовать и т.п. Если мы говорим об импорте, то очередной сбор – это повод придержать фуры на таможне, дополнительно «пообщаться» с инициатором ввоза продукции. При этом НДС высчитывается после уплаты всех таможенных сборов. Увеличивая стоимость товара на величину нового сбора, автоматически будет увеличен и размер налога на добавленную стоимость и так далее. Поэтому очень сложно спрогнозировать в процентном соотношении возможное увеличение цен на товары, которые имеют упаковку.
Еще одним спорным вопросом может стать распределение денежных средств, полученных от уплаты обсуждаемого сбора. По замыслу законодателей строительство мусороперерабатывающих заводов будет осуществляться на основе государственно-частного партнерства. Предположительно к имеющейся сумме средств будет привлечена еще сумма средств от инвесторов, в результате чего планируется достигнуть цель – построить перерабатывающие заводы.
Идея очень хорошая, хотя и не новая, но существующая сегодня модель государственно-частного партнерства еще далека от оптимальной, имеет ряд проблем и недоработок. Кроме этого, непонятно в каких частях будет происходить распределение долей между государством и частным инвестором. Не очень бы хотелось, чтоб после того, как все наши граждане будут «скидываться» на постройку очередного завода, оказалось, что перерабатывающий завод находится в собственности очередной оффшорной компании, а государство к этому не имеет никакого отношения. Учитывая нашу экономику и количество бизнес-элиты во власти, такая перспектива весьма реальна.
В случае принятия такого закона можно утверждать, что возможно в скором времени (в течении 10 лет) заводы начнут строиться, но подорожание практически всей продукции произойдет мгновенно, что негативно будет принято нашими согражданами.
Остается надежда только на новый состав Верховного Совета Украины, который, во что очень хочется верить, найдет в себе силы отстаивать интересы граждан, а не «вытягивать» с их карманов денежные средства под очередным предлогом «улучшить» их жизнь.
Адвокатская фирма «ADVICE»
Ст. партнер, адвокат, Кулаков В.В.
Звяжіться з нами
044 209 23 52