С 10 мая 2013г. вступил в действие Приказ Министерства финансов Украины № 395 от 14.03.2013г., которым утвержден Порядок оформления результатов документальных проверок относительно соблюдения налогового, валютного и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы государственной налоговой службы, плательщиками налогов – физическими лицами.
Этим же приказом отменено действие Приказа ГНА Украины № 1003 от 24.10.2010г. «Об утверждении Порядка оформления результатов документальных проверок относительно соблюдения налогового, валютного и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы государственной налоговой службы, плательщиками налогов – физическими лицами».
Сразу отметим, что новый приказ касается исключительно физических лиц-предпринимателей, а также лиц, которые занимаются независимой профессиональной деятельностью.
Новый Приказ не внес существенных изменений. Так, порядок проведения проверок, их виды, порядок предоставления документов по описи (в 2-х экземплярах), порядок возврата документов плательщику налогов не изменились. Неизменными остались и оформление результатов проверок – Акт (при наличии нарушений) или Справка (при отсутствии нарушений). При этом, срок предоставления возражений на результаты проверок остался в пределах 5-ти рабочих дней с момента получения Акта или Справки. Такой же срок предоставляется налоговой для рассмотрения возражений плательщика налогов и предоставления ответа.
Однако, есть и изменения в процедуре проведения проверок.
Так, исключен п. 11 старого Приказа, которым регламентировалось правило составления акта об отказе плательщика налогов в допуске налоговиков к проведению проверки, о невозможности проведения проверки или об отказе в допуске обследования помещений, территорий (кроме жилья граждан), которые используются для получения доходов или связаны с содержанием объектов налогообложения. Таким образом, составление актов со стороны налоговой уже будет нарушением.
Согласно новому Приказу, отныне, при проведении проверки, анализ деятельности плательщика налогов будет проводиться в случае необходимости. Пока остается не понятным, какие это случаи, и кем они определяются.
Некоторые изменения коснулись самого содержания Акта (Справки) проверки. Вместо информации о наличии журнала регистрации проверок плательщика налогов и осуществлении в нем соответствующей записи, в Акте (справке) необходимо указывать о вручении или направлении плательщику налогов приказа, направления на проведении проверки.
Кроме этого, согласно нового приказа, регистрация Актов (Справок) документальных проверок осуществляется в едином журнале регистрации актов (справок) проверок, который ведется уже в электронной форме структурными подразделениями фискальных органов.
Конкретизирован порядок принятия налогового уведомления-решения в случае расчета денежного обязательства по результатам проверки, назначенной в соответствии с уголовно-процессуальным законом или законом об оперативно-розыскной деятельности. Согласно новому порядку, такое уведомление-решение не принимается до дня вступления в законную силу соответствующего решения суда.
Подводя итог, следует сказать, что каких-либо существенных изменений новый Порядок проведения проверок для субъектов хозяйствования – физических лиц не внес. Поэтому предприниматели и лица, которые занимаются независимой профессиональной деятельностью не ощутят послабления контроля со стороны налоговых органов.
Остается нам быть бдительными и быть готовыми к проверкам и защите своих прав.
АО «Адвокатская фирма «ADVICE»
Адвокат Кулаков Виталий
Звяжіться з нами
044 209 23 52